Одним из основных направлений развития школы и реализации ФГОС становится социализация — формирование у учащихся социальных компетенций, навыков мобилизации полученных знаний и умений в определённой ситуации. Наиболее эффективным способом развития социальных компетенций и самоопределения учащихся является использование педагогом проектной деятельности.
Проектная деятельность в школе может осуществляться в двух направлениях: на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности. Реализуя социально-значимый проект, ребята получают необходимые в учёбе знания, умения и навыки, развивают социальные компетенции и компетенции самоопределения.
В данной статье речь пойдет о качественной реализации педагогом технологии социального проектирования. В настоящее время многие педагоги реализуют технологию социального проектирования, но часто не добиваются того результата, который был изначально ими запланирован. Работа экспертом на множестве конкурсов по социальному проектированию дала возможность представить основные организационные моменты деятельности педагога в процессе реализации социального проекта.
1 важное условие. В процессе реализации социально-значимого проекта создаются условия или образовательная среда, позволяющая ученикам выйти из пространства учебных предметов в пространство образовательной деятельности, раскрыть собственный творческий потенциал, повысить учебную мотивацию и расширить жизненный опыт. Кто создает эти условия? Конечно, педагог – организатор или инициатор социального проекта.
Что входит в понятие «образовательная среда»? Все, что создает условия для успешной реализации социального проекта. Это и организация теоретических, практических и тренинговых занятий с учащимися, занятий в группах и индивидуальных консультаций. Обеспечение материально-технического обеспечения социального проекта: использование интерактивной доски, ноутбуков, различного программного обеспечения в процессе реализации проекта, информационная поддержка учащихся материалами сайта(-ов) социального проектирования, создание команды реализации проекта и развитие коллектива, обучение, взаимообучение, сотрудничество, создание благоприятной психологической среды реализации проекта, кадровое обеспечение проекта и т.д.
В процессе реализации проекта педагог должен обеспечить ситуации, в которых ребенок сформирует умение общаться с людьми, планировать свои дела, решать возникающие проблемы, интервьюировать, управлять своим временем, работать с различными группами, разрешать имеющиеся разногласия, выполнять свою работу качественно, уметь управлять собой и управлять другими.
2 важное условие. Технология социального проектирования имеет логически выстроенную систему, в которой выделены 8 ключевых инструментов. Необходимо обеспечить последовательное изучение этих инструментов учениками. Только в этом случае ученик(начинающий фандрайзер) либо проектная команда, сумеют легко и грамотно разработать и успешно реализовать социальный проект. Ошибки в реализации проекта, представленного на конкурс, часто кроются в непоследовательности и нелогичности постижения самой технологии либо отрывочности формирования необходимых знаний и умений.
3 важное условие. Формирование команды реализации социального проекта. Для реализации такого проекта необходима команда учащихся — единомышленников, которые вместе стремятся к результату. Это одна из первоочередных задач педагога. Сначала формируем команду, затем в процессе реализации проекта работаем над сплочением этого маленького коллектива. Затем команда разрабатывает правила поведения и взаимодействия. Формирование/воспитание такой команды — залог успешности проекта.
4 важное условие. Все занятия в процессе реализации проекта должны носить практико ориентированный характер. Никаких отвлеченных теорий, которые ученик не может использовать в своей практической деятельности по реализации проекта. Все получаемые знания должны быть не просто понятны ученику, но и иметь свою точку приложения в его практической деятельности.
Соблюдение названных выше условий поможет успешно реализовать социальный проект и представить его на конкурс.
Все секреты социального проектирования можно узнать на дистанционных курсах «Моего университета».