Учитель равен солдату-герою…
На третьем фронте
Вставая горою,
На фронте учебы, на фронте книг
Учитель равен солдату-герою,
Тот же буденовец и фронтовик.
Владимир Маяковский, «Третий фронт»
Великая Отечественная война затронула все сферы жизни нашего государства, в том числе и систему образования.
Одной из насущных проблем стала нехватка кадров — значительная часть преподавателей-мужчин была призвана на фронт вместе со своими учениками и их родителями, поэтому были приняты срочные меры по переподготовке выпускниц средних и высших учебных заведений, усилению работы педагогических училищ и институтов.
Школа оперативно откликнулась на требования военного времени: программе был придан патриотический и практико-ориентированный характер, введены темы военной направленности.
Принимались меры по борьбе с безнадзорностью — в стране создавались школы-интернаты для эвакуированных детей и детей, оставшихся без попечения взрослых — их отцы были призваны на фронт, матери и другие взрослые на производство.
Учебный процесс в большинстве случаев не прерывался даже на оккупированных территориях или восстанавливался в кратчайшие сроки после освобождения. Зимой 1941 года в Москве были созданы десятки учебно-консультационных центров для учащихся. Полноценные учебные занятия возобновились в столице в 1942 году после возвращения детей из эвакуации. Даже в блокадном Ленинграде работали школы.
Учитель математики Журавлёва Надежда Яковлевна вспоминает: «Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках — да кто в чем мог! И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями учащихся летом делали кизяк, которым отапливались помещения. Да что это за топливо?! Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие-то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ. Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо… А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок.»
Испытание войной советская школа выдержала с честью. Благодаря самоотверженности учителей и ответственности учеников в крайне сложных условиях нехватки оборудования, методических пособий, топлива успеваемость в военное время достигала почти 100%, а в 1945 году 276 выпускников окончили школу с золотыми медалями.
С Днём Великой Победы, уважаемые учителя!
[mailerlite_form form_id=4]