Более 50% школ в России требуют реконструкции, еще 19% — находятся в аварийном состоянии, их полностью необходимо перестраивать. Переход на современные стандарты и изменение правовых норм проектирования, строительства и реконструкции зданий общеобразовательных организаций позволит решить эту проблему, заявила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.
«Мы продолжаем, говоря о современных подходах к организации образовательной среды, проектировать школы по старым нормам, которые не соответствуют глобальным вызовам», — подчеркнула Светлана Чупшева. Она представила лидерский проект АСИ, который наглядно демонстрирует эффективность реконструкции и строительства современных школ с учетом международных стандартов.
«Нам удалось поменять одну из ключевых норм строительства новых школ – ориентацию по частям света, и также по этажности. Это уже позволяет экономить порядка 30% при строительстве и эксплуатации школ, которые будут проектироваться по новым требованиям. Но, условно, это только две нормы из десяти ключевых, которые позволят сэкономить порядка 4 триллионов рублей в течение ближайших пяти лет в рамках проекта “Школа 2025”«, — сказала глава АСИ.
С января 2019 года АСИ поддерживает лидерский проект «Школа 2025. Перезагрузка», который нацелен на создание современных, компактных, многофункциональных школьных зданий. Из эффектов также — повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на строительство и (или) реконструкцию школ. Предложения по совершенствованию школ поступают от представителей образовательных учреждений, строительных лидеров и Роспотребнадзора, который тоже считает, что такие изменения необходимы. В АСИ предложения передают руководители субъектов РФ.
[mailerlite_form form_id=4]
Лидер проекта «Школа 2025», генеральный директор инженерного центра «АТОМИК» (г.Екатеринбург) Евгений Голубенко сформулировал конкретные предложения по изменению СанПиНов, СНиПов и СП.
Среди ключевых направлений: переход от естественного освещения классов к естественно-искусственному, что позволит измерять уровень освещенности помещений, а на расположение окон в классе (отменить обязательность левостороннего освещения и обеспечить «права левшей»), установить допустимый уровень CО2 вместо ограничений по вентиляции и кондиционированию помещений (обеспечить поддержание необходимого микроклимата), убрать требования к отделке стен (дизайн, краска, палитра – это интерьер), расширить требования к озеленению территорий (допустить озеленение территории не только в горизонтальной плоскости и и в вертикальной), разрешить использование цокольных этажей при соблюдении норм эксплуатации и т.д.
Предлагаемые изменения затронут следующие элементы:
- Коэффициент естественного освещения (КЕО)
- Инсоляция (облучение поверхностей солнечным светом)
- Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) от мусорных площадок, ТРЦ, аэропортов, парковок, гаражей, улиц
- Размещение помещений в подвальном и цокольном этажах
- Транзитные сети
- Озеленение
- Туалеты без естественного освещения
- Левостороннее, правостороннее, верхнее освещение, второй свет
- Многофункциональность
- Воздушная среда
«При отмене инсоляции для школ появится возможность организовывать классы на всех сторонах света, сделать площадки и пространства удобными для детей. Коэффициент естественного освещения не позволяет добавить четвертый ряд парт, то есть создавать квадратные помещения вместо прямоугольных. Отмена КЕО позволит сократить расстояние от задних парт до доски и разнообразить варианты размещения учебного оборудования. Например, повесить доски на всех стенах», — пояснил Евгений Голубенко.
Перепроектирование класса с добавлением четвертого ряда парт повысит вместимость на 10%, с помощью цоколых этажей можно облагородить «мертвые» подвальные пространства, а расположение беговых дорожек вокруг здания школы решит проблему нехватки площадок для спорта и отдыха.
«Создание современной образовательной среды лежит в свободе. Требования должны быть такими: обеспечьте нам необходимую освещенность, чистоту, воду, воздух, качество питания и уровень шума внутри пространства», – подчеркнул Евгений Голубенко.
Исследование мирового опыта создания современных образовательных пространств представил специалист Всемирного банка Тигран Шмис. Он сообщил, что в Великобритании 16% образовательных достижений школьников связаны с образовательной средой – освещение, шум, температура и качество воздуха, гибкость среды и чувство причастности (возможность использовать свой шкафчик или перемещать предметы в классе). «Чем качественнее среда, тем лучше достижения», — подчеркнул Тигран Шмис.
Российские нормы вместо качества среды измеряют, например, средний показатель площади на одного ребенка. В школах РФ этот показатель превосходит международные более чем в 5 раз: в России средняя площадь на одного ребенка составляет от 21 м², а в США — от 2,2 до 5,5 м², во Франции — от 3 до 4 м².
По информации пресс-службы АСИ
Фото: Татьяна Мастерова / АСИ
[mailerlite_form form_id=4]