Институт образования НИУ ВШЭ провел крупное исследование о буллинге и агрессии в школьной среде в 6 субъектах РФ. На семинаре «Школьная жестокость: уроки Перми и Улан-Удэ. Школа как фактор риска и профилактики асоциального поведения» сотрудники Лаборатории рассказали о предварительных результатах исследования. Данные таковы:
- Ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе только 33% опрошенных;
- Ни разу не выступали инициаторами травли – 41% школьников;
- 35% подростков сказали, что ни разу не были свидетелями того, как кого-то из учеников травят;
- Чаще всего с травлей дети сталкиваются 1-2 раза в месяц, и обычно прибегают к так называемым словесным воздействиям друг на друга: обзывательствам, насмешкам, неприятным комментариям о внешнем виде, угрозам;
- В кибербуллинг – травлю в пространстве интернета с использованием современных гаджетов – вовлечена только половина учеников. (Исследование не проводилось в Москве и Санкт-Петербурге, возможно, результаты были бы иными, отмечают авторы);
- Мальчики часто выступают и инициаторами физической травли, и ее жертвами. Девочки часто выступают свидетелями социальной агрессии.
Также сотрудники института отметили характеристики семей, в которых часто вырастают жертвы агрессии со стороны сверстников. С наибольшей вероятностью жертвой травли станет ребенок, в семье которого:
- работает только мать;
- у обоих родителей нет высшего образования;
- доходы ниже среднего.
В докладе отмечается, что дети, которые стали жертвами травли, показывают плохую успеваемость по русскому языку и математике.
Чем чаще ребенок подвергается травле, тем ниже он оценивает безопасность в школе, и тем хуже он оценивает как отношения учителя к ученикам, так и школьный климат в целом. Инициаторы травли — «булли» — чувствуют себя в школе в большей безопасности, чем жертвы или наблюдатели травли.
Предварительные результаты исследования сделаны на выборке из 800 учащихся 9-х и 10-х классов из нескольких субъектов России. Среди них примерно поровну мальчиков и девочек, их средний возраст – 16 лет.
Рекомендуем прочитать наши материалы о борьбе с травлей в школе:
- 9 советов, как справиться с кибербуллингом;
- Как учителю разговаривать с детьми, чтобы предотвратить травлю в классе и на перемене читайте в материалах норвежского психолога Эрлинга Руланна;
- Ребенка травят в школе. Каким должен быть разговор с учителем?
- Остановить и обезвредить: как бороться с буллингом.
[mailerlite_form form_id=4]