Исследования показали, что буллинг может быть направлен как на детей мигрантов, так и исходить от них. При этом эксперты подчеркивают — проблема не в национальности, а в слабой интеграции и недостаточной адаптации в образовательной среде. Особенно остро эти вопросы стоят в многонациональных коллективах, где уровень социального напряжения значительно выше.
Между тем, в Госдуме уже готовится законопроект по профилактике буллинга в образовательных организациях. Автор инициативы — председатель комитета по молодежной политике Артем Метелев — предлагает ввести четкую систему ответственности за регулярные случаи психологического и физического насилия среди школьников .
Один из наиболее обсуждаемых пунктов — возможность перевода агрессоров в специализированные образовательные учреждения , где они получат особые условия обучения и психолого-педагогическое сопровождение.
Декан факультета психологии НГПУ Ольга Андронникова отметила, что такие меры могут стать важным элементом формирования безопасной образовательной среды и эффективной социализации подростков:
«Различие не в том, что «дети мигрантов» — плохие или хорошие, а в том, что именно в многонациональной среде уровень напряжения выше, а механизмы адаптации сложнее».
Теперь вопрос в том: готовы ли школы, родители и сами дети к таким изменениям? Или буллинг останется «нормой», пока последствия не станут необратимыми?