Как научить ребёнка решать конфликты мирно

Новости

Секретами воспитания поделилась детский и семейный психолог Марина Зажигина.

В первую очередь, для успешного решения спора или конфликтной ситуации требуется желание и мотивация найти мирное решение. 

«Для этого важно, чтобы человек прежде всего осознал, что силовое решение неэффективно. Оно означает, что неразрешенный конфликт не исчерпает себя таким образом, а просто уйдет вглубь. Недовольство у сторон сохранится, и через какое-то время конфликт вспыхнет с новой силой», — цитирует специалиста портал «Газета.ru».

Чтобы ребенок научился искать мирный выход из ситуации, сначала надо показать ему пример. Также важно развить в нем способность ставить себя на место другого участника конфликта и представлять, какие чувства может испытывать он.

«Это необходимо, чтобы найти и очертить пространство для достижения договоренностей и определить возможные компромиссы», — рассказала Зажигина. 

В то же время следует помнить, что в людях с древних времен силен инстинкт делить всех на «своих» и «чужих» или «друзей» и «врагов» и резко противопоставлять интересы и ценности этих групп. Следовательно, нужно следить за тем, чтобы в конфликте не было «демонизации» противоположной стороны и приписывания ей неспособности вести переговоров, чтобы оправдать собственное желание от них уйти. 

Бывают случаи, когда ребенок начинает проявлять агрессию в очень раннем возрасте, например, конфликтует с братьями и сестрами или детьми на площадке. Избежать этого помогут умение сопереживать другим и оценка своих поступков с их позиций. 

«Выработать способность к сочувствию, как полезную привычку. «Так нельзя», «мне больно», «бабушка расстроилась» — эти сигналы от окружающих постепенно учат ребенка реагировать на чувства других людей и сдерживать или трансформировать свои агрессивные порывы», — считает психолог.

Некоторым детям, если они более склонны к агрессии, для такого обучения требуется больше времени и усилий. В первую очередь, они учатся «переводить физическую агрессию в вербальную». Затем — осваивают умение обозначать не устраивающую их ситуацию словами «я злюсь, потому что…» и анализировать ситуацию. 

«В особо сложных случаях стоит определить, кто является авторитетной фигурой для обеих сторон, к чьему мнению они прислушаются и чьи подсказки в способе решения конфликта будут наиболее убедительны», — рассказала Зажигина.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: