Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы

ПедСовет

Современная жизнь и требования, предъявляемые обществом к образованию, диктуют необходимость формирования человека творческого, внутренне свободного, способного принимать ответственность за то, что происходит с ним самим и в окружающем его мире.

Светлана Михалева, Ижевск

Успешное интеллектуальное развитие дошкольника во многом обусловлено содержанием его позитивной деятельности. Одним из ее видов можно считать игру в шахматы, устойчивый интерес к которой наблюдается у многих дошкольников. Эта игра является важным фактором воспитания целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, гордость в случае решения поставленной задачи — всё это создаёт у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Мотивы, побуждающие ребенка к действию, играют огромную роль в формировании его нравственного поведения. Наряду с познавательными интересами уже в старшем дошкольном возрасте немаловажную роль играют социальные мотивы, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Именно поэтому мы предлагаем уже со старшей группы детского сада (а вообще это может быть и средняя группа) начинать обучение детей игре в шахматы.

Шахматы позволяют удовлетворить разнообразные потребности детей: как познавательные, так и социальные.

Обучая детей игре в шахматы, мы не ставим перед собой цель вырастить из них чемпионов, хотя многие знаменитые шахматисты познакомились с этой игрой именно в дошкольном возрасте (с 4 до 7 лет). Нашей целью, в первую очередь, является развитие познавательной активности, умения подчиняться определенным правилам, решать логические задачи, отвечать за принятые решения. Все эти качества помогут детям быть успешными в школе, позволят им легче усваивать новые знания.

Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Знаменитый советский педагог В.А. Сухомлинский, считал, что «без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Шахматы – очень древняя игра. За многие века своего существования она превратилась в одну из самых интересных и увлекательных настольных игр, способствующих разностороннему развитию человека. На наших занятиях дети знакомятся и с историей возникновения фигур и самой игры, и с мировыми чемпионами и чемпионками.

Подытожив все вышесказанное, можно еще раз отметить несколько важных функций, которые выполняют шахматы в дошкольном возрасте:

  • Ребенок учится мыслить, логически рассуждать, оценивать свои действия, предсказывать реакцию соперника, сравнивать, узнавая много нового, развивает фантазию и творческие способности.
  • Шахматы способствуют выработке выдержки, собранности, внимательности.
  • Спортивная составляющая шахмат воспитывает характер. Каждое поражение, любая ошибка — это стимул к развитию. У ребенка важно выработать правильное отношение к разным жизненным ситуациям.

Наблюдения показывают, что дети, играющие в шахматы сообразительнее, им легче дается учеба, они быстрее усваивают материал на уроках и успевают по всем предметам.

Добавить комментарий