Доцент Института образования Высшей школы экономики Татьяна Канонир представила результаты исследования на сессии в Центральном доме ученых РАН, пишет «Российская газета».
В ходе исследования педагоги и психологи «замеряли» субъективное благополучие детей в школе. Узнавали, насколько ребенок доволен школой, отношениями с одноклассниками. И насколько это ощущение меняется со временем. В исследовании участвуют более тысячи ребят. Подобная работа проводится впервые в России и рассчитана на несколько лет.
Выводы ученых оказались неожиданными:
- Девочкам в российской началке комфортнее, чем мальчикам. Во всех странах, где проводились такие же исследования, все наоборот. Причины? Сейчас ученые как раз пытаются найти ответ.
- Как правило, субъективное благополучие школьников связано с их академическими успехами. Кто лучше учится – тот лучше себя чувствует в школе. Но именно в началке эта связь не так важна: младшие школьники легче воспринимают пятерки или тройки.
- В подростковом возрасте уровень субъективного благополучия школьника заметно снижается. И «выправляется» его взгляд на мир примерно к восемнадцати годам. Это объясняется подростковым возрастом. А еще тем, что после младших классов школа усложняется. В пятом классе появляются множество новых предметов и учителей, резко возрастает нагрузка. Однако исследование показало: удовлетворенность школой понижается у детей даже раньше – еще до того, как они идут в пятый класс.
«Мы видим, что детям становится менее комфортно в школе, а отношения со сверстниками приобретают большее значение», – говорит Татьяна Канонир.
Психометрики продолжают исследование. Осенью школьники, за которыми специалисты наблюдали несколько лет, перейдут в шестой класс, и тогда ученые планируют сделать третий «замер», который даст более полные данные.
[mailerlite_form form_id=4]