По данным опроса, проведённого по всей стране, более 25 тысяч образовательных учреждений (44,6%) сталкиваются с недостаточной скоростью интернет-соединения, а у 2,2% организаций он попросту «невозможен для полноценного использования», сообщает «Коммерсант».
Проблема не в скорости, а в планировании
По результатам проверки, выяснилось, что в ряде школ фактическая скорость интернета ниже заявленной в госконтрактах, а сам процесс подключения часто не учитывает реальное количество техники в учебных заведениях.
Например, при скорости 100 Мбит/с одновременно работать без задержек могут лишь 40 устройств. Однако почти в половине школ (46,6%) число компьютеров превышает этот порог, что делает использование цифровых ресурсов крайне неудобным, особенно во время онлайн-уроков или дистанционного обучения.
Фильтры, доплаты и устаревшая инфраструктура
Среди других проблем — работа контентных фильтров, которые блокируют не только нежелательные сайты, но и учебные ресурсы, необходимые для образовательного процесса. В результате педагоги и ИТ-специалисты тратят время на обход ограничений, а иногда просто отказываются от цифровых материалов.
Кроме того, выяснилось, что видеонаблюдение и видеоконференц-связь не входят в условия госконтрактов, поэтому школы вынуждены доплачивать за эти услуги отдельно. Эта практика распространена повсеместно.
Критическое замечание касается и состояния инфраструктуры: в большинстве школ используется устаревшее оборудование , а дефицит квалифицированных IT-специалистов осложняет обслуживание сетей и настройку цифровых сервисов.
Не в первый раз
Ранее, в марте 2025 года, Счётная палата уже отмечала, что расходование бюджета на интернет в 2022–2023 годах было неэффективным. Тогда же были даны рекомендации по пересмотру подхода к закупкам услуг связи и более точному расчету потребностей образовательных организаций.