Исследование НИУ ВШЭ: современные подростки практически не отличаются от предшественников

Новости

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ развенчали мифы об «особенном поколении Z».

Кандидат психологических наук Наталия Богачева из Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ изучила мнения о современных подростках и сравнила их с данными исследований — говорить об особом поведении «Поколения Z» преждевременно, сообщает со ссылкой на автора «Коммерсант».

«Я считаю нужным уточнить, что «Поколение Z», «iGen», «Цифровые аборигены» («Digital Native») – не термины академической науки. Напротив, они принадлежат к области популярного знания, достаточно размыты, нередко используются некритично и без опоры на методологию», — отметила Наталия Богачева.

Миф первый — современные подростки могут одновременно решать по несколько задач, быстро обрабатывают информацию

Как отмечает автор исследования, подростки «справляются с одномоментным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, что может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память».

При этом данные исследований подтверждают, что молодежь с трудом концентрируется на одной задаче. Но это не является какой-либо поколенческой спецификой, отмечают во ВШЭ: «Дети и подростки всегда демонстрируют более низкий уровень произвольного внимания, нежели взрослые, так как у них еще недостаточно развиты отдельные мозговые структуры и высшие психические функции».

Миф второй — современные подростки — люди прагматичные, они ориентированы на материальные ценности и склонны к простым удовольствиям

Ориентация на удовольствие связана с определенными социальными группами, а не с принадлежностью к поколению, а общие статистические тренды, наоборот, говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу, утверждают в Институте образования НИУ ВШЭ.

Среди современных подростков высок уровень самоубийств, подтверждают исследователи НИУ ВШЭ. Однако связать это с поведением поколением сложно: «склонность к депрессии — это общий тренд для всего современного общества, а не особенность «поколения Z», — утверждают авторы.

Миф четвертый — подростки «поколения Z» лучше взрослых владеют информационными технологиями

Однако исследования показывают, что это не так: в 2013 году достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя — 31% и 34 % соответственно. Сходные результаты показывают международные исследования.

Исследователи не нашли подтверждений и другому мифу — снижению интереса к чтению у подростков и низкому уровню критического мышления.

В 2010 году более половины российских подростков признавались, что чувствуют себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни.

Однако исследования показывают, что виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности»,— говорится в докладе.

Более того, виртуальное общение ценят не только подростки.

«Так, студенты колледжа в ситуации, когда у них забрали цифровые устройства и письменные принадлежности и дали инструкцию провести от шести до 15 минут в тишине, испытывали негативные эмоции. Однако люди старшего возраста в этом эксперименте показали те же результаты»,— приводится пример в исследовании.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: