Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях по ФГОС.
Подготовить ребенка к поиску выхода из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только при условии наличия знаний о безопасном поведении. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.
Обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Почему обучать безопасному поведению необходимо уже в дошкольном возрасте? Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
В качестве одного из основополагающих принципов организации педагогического процесса, в связи с характерными особенностями восприятия дошкольников, выдающиеся ученые определяют наглядность.
Мультипликационные фильмы, на мой взгляд, в достаточной мере могут реализовать этот принцип. Универсальность воспитательного потенциала мультипликационных фильмов позволила нам гипотетически обозначить их роль в формировании знаний о безопасном поведении.
Я провела социологический опрос педагогов ДОО об обучении детей правилам безопасного поведения, результаты которого позволяют констатировать достаточно низкий уровень профессиональной компетентности по данному вопросу:
- 40% воспитателей под основами безопасности детей понимают создание безопасных условий жизнедеятельности ребенка и соблюдение правил безопасного поведения.
- Остальные 60% педагогов отказались от ответа на вопрос.
- У 80% педагогов ДОУ возникает трудности в отборе содержания и формах организации этого процесса;
- 60% реципиентов отметили, что специальной работы по формированию основ безопасности детей в детских садах не ведется, поскольку она включается в другие разделы программ (экологическое воспитание, чтение художественной литературы и др.).
- Затруднились ответить на вопрос об использовании средств и методов в этом процессе 70 % воспитателей.
Как проверить уровень знаний дошкольников о безопасном поведении? Я решила разработать параметральные характеристики уровня знаний о безопасном поведении по ряду показателей (знания о себе, о месте жительства,; знания о безопасном поведении на природе; улице; дома; о безопасном поведении с незнакомыми людьми).
Ответы детей оценивала по следующим критериям:
- полнота знаний (предполагает содержательные и развернутые ответы на вопросы) и аргументированность (способность ребенка объяснить свой ответ);
- связь с личным опытом (способность ребенка проиллюстрировать свой ответ примерами из своего жизненного опыта).
Соотношение обозначенных критериев и показателей позволило определить уровни сформированности знаний о безопасном поведении.
Оптимальный уровень: ребенок знает о том, что такое опасность, какие ситуации опасны для жизни, как нужно вести себя на улице, дома, на природе, с незнакомыми людьми; отвечая на вопросы , аргументирует свои ответы; без затруднений устанавливает в предложенных ситуациях связь с личным опытом; легко прогнозирует свое поведения в конкретных ситуациях.
Допустимый уровень: ребенок имеет неопределенные знания о том, что такое опасная ситуация; при ответе на вопрос надолго задумывается; не может аргументировать свои ответы; в прогнозировании своего поведения в предложенной ситуации испытывает затруднение.
Критический уровень: ребенок имеет минимальные знания о безопасном поведении; не может ответить на большинство вопросов; не аргументирует их; не может применить имеющиеся знания для прогнозирования своего поведения.
Одно из исследований, в котором приняли участие 28 детей 5-6 лет, показало следующие результаты: 14% детей находятся оптимальном уровне знаний; 36% – на допустимом уровне; 50% – на критическом уровне).
Результаты проведенного исследования свидетельствовали о преобладании критического уровня знаний о безопасном поведении у обследуемых детей, что обуславило необходимость проведения целенаправленной работы по обогащению их информационного поля в области безопасного поведения.
Чтобы помочь детям освоить новую важную информацию я разработала проект по формированию знаний о безопасном поведении у детей 5-6 лет посредством мультипликационных фильмов.
Данный проект был направлен на формирование у детей знаний по пяти темам (знания о себе, безопасное поведение дома, безопасное поведение на улице, безопасное поведении в природе, безопасное поведение с незнакомыми людьми) и реализован в пять этапов. Формирование знаний по каждой теме решалось через просмотр мультипликационных фильмов. Параллельно с просмотром мультипликационных фильмов использовались различные методы: беседа, экскурсия, показ иллюстраций, рассказ, решение проблемных ситуаций и др.
Для решения экспериментальных задач был осуществлен подбор мультипликационных фильмов с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. В работу с детьми включены такие мультипликационные фильмы, сюжет которых позволяет сформировать уровень знаний о способах безопасного поведения в различных ситуациях.
В проекте представлены разнообразные формы и методы работы с детьми, что обусловлено спецификой организации поэтапного руководства просмотра мультипликационных фильмов, решением задач формирования знаний о безопасном поведении. Содержание проекта по формированию знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством просмотра мультипликационных фильмов определялось в соответствии с программой «Дорогою добра» Коломийченко Л.В.
С целью повышения уровня знаний детей был разработан блочно-тематический план. Сроки реализации блочно-тематического плана составили три месяца. Срок реализации каждого блока — 2 недели. Цель проекта реализовывалась через формирование знаний по пяти блокам (таблица 1).
Таблица 1 блок «правила безопасного поведения на улице
Задачи | Формы работы | Элементы предметной среды |
Сформировать знания о правилах поведения на проезжей части и вблизи дорог. — знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения; — демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей | Просмотр м/ф. «Смешарики. Азбука безопасности» Серии: «Светофор», «Пешеходная зебра», «Самая страшная машина», «Гармония светофора», «Метро», «Пляшущие человечки», «Мигающие человечки», «Некультурные автомобили», «Где кататься», «Нетерпеливые водители», «На остановке», «В автобусе», «Пристегните ремни», «Зебры в городе», «Автомобили специального назначения». Дидактическая игра «Правила поведения на улице» Дидактическая игра «дорисуй дорожный знак» Рисование на тему «Дорога» Конспект занятия «Правила дорожного движения» Беседа по просмотренным мультфильмам Экскурсия на проезжую часть рядом с детским садом Беседа на тему «Пешеход на дороге». | Серии мультфильма «смешарики: Азбука безопасности», плакаты с правилами поведения на дороге и на улице, макет перекрестка с пешеходным переходом, костюм регулировщика, картинки с дорожными знаками, изображение маршрутного транспорта и машин, коврик «зебра», дидактическая игра «правила поведения на улице» дидактическая игра «дорисуй дорожный знак» |
Реализация обозначенного содержания осуществлялась при помощи различных методов, форм организации процесса в разных видах деятельности. Наибольший интерес у детей вызвал просмотр мультфильмов, это можно проследить в ответах итоговой диагностики, отвечая на вопросы, дети опирались на поведение героев.
В завершении работы с целью закрепления, и проверки знаний нами было проведено итоговое мероприятие- викторина «безопасность – это важно», всех детей экспериментальной группы мы разделили на команды, которые в процессе мероприятия выполняли различные задания. На протяжении всей работы детьми была создана папка «правила безопасного поведения», которая дополнялась по завершению изучения знаний каждого блока.
С целью проверки реализации блочно-тематического плана была проведена итоговая диагностика.
Оптимальный | Допустимый | Критический | ||||
Нач. | Итог. | Нач. | Итог. | Нач. | Итог. | |
Количество детей в процентах | 14% | 46% | 36% | 40% | 50% | 14% |
Количество детей в цифрах | 4 чел. | 14 чел. | 10 чел. | 11 чел. | 14 чел. | 4 чел. |
Проведенная работа поспособствовала повышению уровня знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
Мультипликационные фильмы являются важным средством при формировании знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. В яркой, образной, доступной для ребенка форме, осуществляется корректировка и обогащение знаний о безопасном поведении, усваивается типичная модель поведения. На основании этого, можно сделать выводы о том, что мультипликационные фильмы могут выступать в качестве эффективного средства формирования знаний, детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении.