Учитель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов, большое количество стрессовых ситуаций, значительная нагрузка на голосовой аппарат – все эти и многие другие факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний.
Проведенные исследования показали, что «лидерами» в структуре заболеваемости педагогов являются: патология органов зрения – 68%; сердечно-сосудистые заболевания – 48%; заболевания опорно-двигательного аппарата – 44%. Причем учителя в своих анкетах указывали нередко несколько заболеваний.
Большинство учителей (96%) главной причиной их заболеваний считают специфику своей профессиональной деятельности, связанную с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д. На втором месте по степени влияния – низкая двигательная активность педагогов – 68%.
Далее идут так называемые социальные факторы (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – 56% и 64 % соответственно. Нерациональное и несвоевременное питание как фактор возникновения заболеваний отметили 56 % педагогов.
Обращает на себя внимание и тот факт, что многие учителя (32%) отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний, 48% видят причины заболеваний в отсутствие своевременной обращаемости к врачам и 24% в отсутствие систематических профилактических осмотров.
Анализируя некоторые гемодинамические показатели, мы получили следующие результаты. На момент обследования у 7,4% учителей была выявлена умеренная брадикардия, у 22,2% — умеренная тахикардия и так же у 22,2% учителей наблюдалась выраженная тахикардия.
Показатели артериального давления у 73,1% учителей соответствовали возрастным нормам и нормам, принятым Всемирной организацией здравоохранения, у 19,2% — показатели артериального давления, соответствовали гипертоническим значениям 2 степени и у 7,7% — гипотоническим значениям.
Нами был определен индекс массы тела (ИМТ) (рассчитывается как соотношение массы тела в килограммах и квадрата длины тела в метрах).
53,9% учителей имеют высокий уровень ИМТ, 23,1% — выше среднего, средний уровень – 19,2% и 3,8% — ниже среднего. На основании данных результатов мы выявили, что 3,8% педагогов имеют недостаточный вес, нормальный вес – 26,9%, избыточный вес – 34,6%, ожирение 1 степени – 23,1%, ожирение 2 степени – 7,7 %, ожирение 3 степени – 3,8 % учителей.
Анализ силового индекса (СИ), характеризующего состояние мышечной системы (процентное отношение мышечной силы кисти к массе тела) показал, что высокий уровень данного показателя имеют 3,9 % учителей, уровень выше среднего – 19,2 %, средний и ниже среднего по 15,4 % и низкий уровень – 46,1 % педагогов.
Анализируя показатели жизненного индекса (отношение жизненной ёмкости лёгких в мл. к общей массе тела в кг., данный показатель применяется для индивидуализированной оценки жизненной ёмкости лёгких) мы выявили, что 50% учителей имеют низкие значения данного показателя, 19,2% — высокие, 7,7 – значения ниже среднего уровня, 23,1% — выше среднего уровня.
Таким образом, современный учитель характеризуется крайне низкими показателями здоровья. Поэтому содействие сохранению, укреплению, а в некоторых случаях восстановление профессионального здоровья преподавателя должно происходить через систему специальных мероприятий, а также самосохранительное поведение и здоровый образ жизни самих представителей данной профессии.
Среди основных направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учителей можно выделить физкультурно-оздоровительную деятельность с педагогами с использованием материально-технических (спортивные залы и оборудование) и кадровых (учителя физической культуры) ресурсов образовательного учреждения.
Мы рекомендуем следующие виды двигательной активности по профилактике и коррекции физического состояния учителей.
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Рекомендуется:
- занятия на открытом воздухе;
- закаливание;
- ходьба;
- бег;
- прогулки на лыжах;
- катание на коньках;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на расслабление;
- упражнения с вовлечением, подлопаточных и ягодичных мышц, связанных с функцией ССС.
Ограничить: упражнения на выносливость, скорость, силу, вызывающие напряжения и перенапряжения ССС и дыхательной системы.
Не рекомендуется:
- дыхание ртом зимой на открытом воздухе;
- упражнения с задержкой дыхания;
- натуживание;
- длительные статические напряжения.
Гипертоническая болезнь
Рекомендуется:
- полное расслабление различных мышечных групп при максимально пассивном положении тела;
- специальные упражнения (дыхательные, на координацию, равновесие);
- дозированная ходьба;
- равномерный бег в медленном темпе; прогулки на лыжах;
- плавание;
- медленный темп выполнения упражнений с небольшой, но постепенно возрастающей нагрузкой, с достаточным интервалом отдыха для восстановления в сочетании с дыхательными упражнениями;
- туризм;
- гребля.
Ограничить: наклоны и повороты.
Не рекомендуется:
- упражнения, требующие максимального напряжения;
- нагрузки силового и статического характера с натуживанием и задержкой дыхания; нагрузки скоростного характера;
- значительное нервно-эмоциональное напряжение; упражнения, требующие напряженного внимания и непрерывных изменений реагирования на меняющиеся условия;
- удары по голове;
- сотрясения тела;
- резкие движения;
- глубокие наклоны;
- вис вниз головой;
- пребывание в условиях пониженного аимосферного давления.
Гипотензия артериальная (первичная)
Рекомендуется:
- дыхательные упражнения;
- специальные упражнения;
- упражнения на расслабление;
- упражнения с предметами;
- упражнения у гимнастической стенки;
- упражнения на тренажерах;
- ходьба;
- прогулки на лыжах;
- катание на велосипеде;
- подвижные игры;
- элементы спортивных игр;
- спортивные игры;
- плавание;
- гребля.
Ограничить: туризм маршрутом 1 -й категории.
Не рекомендуется:
- задержка дыхания во время выполнения силовых упражнений;
- физические упражнения, не соответствующие возможностям организма.
Варикозное расширение вен нижних конечностей
Рекомендуется:
- в общеразвивающих упражнениях (ОРУ) горизонтальное исходное положение, а движения преимущественно нижними конечностями;
- музыкальное сопровождение при выполнении упражнений;
- дыхательные упражнения на увеличение амплитуды движений диафрагмы;
- упражнения с сопротивлением для мышц голени и бедра с резиновым амортизатором;
- упражнения на расслабление;
- лечебная физическая культура (ЛФК);
- ходьба быстрым шагом;
- ходьба босиком по песку;
- ходьба по мелководью вдоль берега;
- прогулки на лыжах;
- плавание;
- аутогенная тренировка;
- езда на велосипеде;
- танцы;
- закаливание холодной водой.
Ограничить:
- физическую нагрузку, способствующую возникновению усталости в ногах;
- перепад температур при контрастных процедурах.
Не рекомендуется:
- статические упражнения;
- натуживание;
- задержка дыхания;
- использование в упражнениях отягощений (гантелей, гирь).
Заболевания органов дыхания
Рекомендуется:
- ОРУ для передних зубчатых мышц диафрагмы и плечевого пояса;
- упражнения у гимнастической стенки;
- упражнения на гимнастической скамейке;
- упражнения с отягощениями;
- «Звуковые» упражнения;
- упражнения на расслабления;
- обучение правильному дыханию;
- ходьба;
- дозированный бег;
- прогулки на лыжах;
- катание на коньках.
Ограничить: продолжительность занятий.
Не рекомендуется:
- упражнения с задержкой дыхания;
- натуживание;
- переохлаждение;
- занятия в пыльном помещении;
- резкие движения, сбивающие ритм дыхания и требующие значительных усилий.
Заболевания органов пищеварения
Рекомендуется:
- Выполнение ОРУ через 3-3,5 часа после приема пищи;
- специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
- дыхательные упражнения;
- ходьба;
- бег;
- плавание;
- прогулки на лыжах;
- катание на велосипеде;
- элементы спортивных игр.
Ограничить: участие в эстафетах и спортивных играх.
Не рекомендуется: интенсивные длительные нагрузки.
Фото: Новосибирский информационно-образовательный сайт
[mailerlite_form form_id=4]