Все учителя знакомы с такими детьми: они любят уставиться в окно, заменить урок математики летящим косяком птиц. Они едва усидят на месте, даже если вы намажете их стулья суперклеем. Они могут легко на вопрос «Какая в России форма правления?» ответить «Мария Ивановна, а Вы красите волосы?».
Детей с дефицитом внимания (их симптомы ни с чем не спутаешь: невнимательность, гиперактивность и импульсивность) крайне трудно обучать. У них все в порядке с интеллектом, но они совершенно не могут сфокусироваться на материале, который вы так тщательно готовили. Самое неприятное: они отвлекают остальную часть класса.
Какие проблемы у детей с дефицитом внимания вызывает школа
Что школа требует от детей? Сидеть спокойно и слушать учителя, обращать внимание на материал, следовать инструкциям и концентрироваться на заданиях. Со всем этим детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень тяжело справиться, и не потому что они плохо стараются, так устроена их сущность.
Проблемы таких детей выливаются в плохие оценки, выговоры и наказания, дразнилки от одноклассников и низкую самооценку. Родители таких детей постоянно жалуются учителям и чувствуют вину за плохую успеваемость ребенка.
Ученики с дефицитом внимания:
- требуют к себе внимания разговорами невпопад или бесконечным движением по классу;
- с трудом следуют инструкциям, особенно когда они написаны в учебнике; им трудно справиться с заданиями, которые требуют четких алгоритмов: делением столбиком или решением уравнений;
- часто забывают записать задание на дом, сделать его или принести готовое в школу;
- имеют плохую моторику: часто их записи невозможно прочесть;
- не справляются с проектами, если над ними нет постоянного прямого контроля;
- не вносят вклада в групповую работу, а часто и вовсе мешают группе выполнить задание.
Что делать учителям?
Как же научить чему-то ребенка, который не будет сидеть смирно и слушать? Ответ: учителю потребуется много терпения, креативности и настойчивости. Задача учителя: выявить потребности каждого ребенка и раскрыть его сильные стороны. После этого можно воспользоваться несколькими стратегиями, которые помогут детям с дефицитом внимания фокусироваться, выполнять задания и учиться на пределе своих возможностей.
Успешная программа по обучению такого ребенка должна включать три компонента:
- Комфорт: как сделать обучение более легким для таких детей.
- Инструкция: методика преподавания.
- Вмешательство: алгоритм действий при падении концентрации, когда ребенок начинает отвлекать класс.
Самый главный инструмент в работе с такими детьми – ваш позитивный настрой. Станьте наставником для ученика, ободрите его: «Давай-ка найдем варианты, как тебе выполнить эту работу». Скажите ребенку, что вы ожидаете от него хорошего поведения и качественной работы на уроках, и обязательно хвалите его каждый раз, когда у него будет получаться. Также стоит придумать для такого ребенка особую систему мотивации – систему токенов или небольшие награды за труд.
Не даем ребенку с дефицитом внимания отвлекать класс
Чтобы избежать поведения, которое отнимет время у остального класса, выработайте с ребенком пару предупреждающих знаков: это может быть сигнал рукой, пожимание плечами или стикер, который вы оставите на парте ученика в нужный момент. Если вам необходимо обсудить поведение ребенка, сделайте это в частном порядке. И постарайтесь мягче реагировать на неуместное поведение, если оно неумышленно и не отвлекает других.
Как сделать класс удобным для детей с дефицитом внимания
Минимизируйте влияние дефицита внимания на ребенка и класс при помощи этих простых советов.
Место в классе
- Отсадите ребенка с дефицитом внимания подальше от окон и двери;
- Посадите ребенка прямо напротив доски;
- Классическая расстановка стульев в классе подойдет лучше, чем столы, расставленные для работы в группе;
- Сделайте так, чтобы в классе ничто не отвлекало внимания ребенка, хотя бы на время тестов.
Подача материала
- Четко и медленно произносите все инструкции, повторяйте при необходимости;
- Если возможно, давайте самые трудные задания в начале дня;
- Используйте наглядный материал (постеры, картинки) и пользуйтесь разноцветными мелками (маркерами);
- Отдельно обозначайте важные выводы, подчеркивайте их.
Работа на уроке
- Создавайте рабочие тетради и проверочные с меньшим количеством заданий, лучше чаще проводить небольшие работы, чем задать один большой тест. Также старайтесь не ограничивать ребенка во времени выполнения работы;
- Проводите проверку знаний так, как удобнее ребенку с дефицитом внимания: в виде теста или устно;
- Разбейте проектную работу на несколько сегментов, для каждого из них установите цель;
- Принимайте работы с опозданием и не до конца выполненные задания.
Организация
- Пусть ребенок заведет тетрадь с блок-секциями – для каждого цвета отдельный предмет, проверяйте изредка, верно ли вносит записи в неё;
- Заведите отдельную «домашнюю» тетрадь из трех секций: первая часть для домашних заданий, вторая – для выполнения заданий и третья – для записок для родителей (анкеты или приглашения на собрания);
- Сделайте памятку для ребенка «Что нужно сделать перед тем, как идти домой», в которой отразите алгоритм записи домашнего задания и сбора всех вещей.
Техники обучения детей с дефицитом внимания
В принципе, все эти техники можно применять не только к детям с дефицитом внимания, но и для остальных учеников.
Начало урока
- Обозначьте начало урока звуковым сигналом – при помощи таймера для приготовления яиц, колокольчика или горна. Можно также подавать сигналы о том, сколько времени остается до конца урока;
- Установите зрительный контакт с учеником с дефицитом внимания;
- Запишите все задания урока на доске;
- В начале урока подробно расскажите, что дети будут изучать, чего вы ждете от них и какие материалы им понадобятся.
Продолжение урока
- Инструкции к заданиям должны быть простыми и четкими. Подчеркивайте их визуальными методами;
- Варьируйте скорость урока и включите в него разные виды активности. Многие дети с дефицитом внимания хорошо справляются с соревновательными активностями, они хорошо работают в быстром темпе;
- Напоминайте ребенку с дефицитом внимания о необходимости концентрироваться на заданиях урока (разработайте для этого специальные сигналы, о которых мы писали выше);
- Давайте ребенку с дефицитом внимания небольшие перерывы по ходу урока, но не позволяйте ему при этом шуметь и мешать другим;
- Старайтесь не спрашивать ребенка с дефицитом внимания публично – это очень тяжело для него.
Окончание урока
- Проговорите основные моменты урока и запишите их на доске;
- Если вы даете задание на до, пусть три разных ребенка повторят его, затем попросите класс повторить его в унисон и запишите его на доске.
Оригинал: helpguide
[mailerlite_form form_id=4]