Какие функции должен выполнять учитель в организации школьного проекта?

ПедСовет

Елена Жеребцова рассказывает о том, как учителю помочь ученикам подготовить отличный проект и какие функции он при этом должен исполнять в проектном коллективе?

Реализация проекта и обучение проектной деятельности учащихся во многом зависят от учителя, его мобильности в смене ролевых позиций, которая может отличаться на разных этапах. Главные задачи учителя в проектной деятельности – развитие творческого мышления учащихся и их социальных навыков. Обязательным условием реализации этого на практике И.Д. Чечель считает «устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта».

Преодоление объективных сложностей проекта является одной из ведущих педагогических целей методов проектов. У учащихся при выполнении проекта возникает много вопросов – они  попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

Учителю необходимо предусмотреть следующие трудности, с которыми встретятся учащиеся в проектной деятельности: намечать цели и задачи, формулировать и структурировать их; искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; аргументировать и осуществлять выбор, предусмотреть его последствия; действовать самостоятельно; согласовывать свою работу с работой остальных; сравнивать полученной с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Роль независимого консультанта особенно трудна для учителя: часто он не может удержаться от подсказок и ответов на вопросы школьников.

Возможные ролевые функции учителя, сопровождающего проект: педагог – фасилитатор, педагог – модератор, педагог – тьютор.

Фасилитатор

Это специалист, стимулирующий работу группы (подгруппы) при выполнении того или иного задания. Задача фасилитатора  – не «вести» за собой группу, а содействовать групповому процессу. Главной функцией фасилитатора является поддержание правил работы в группе, т.е. обеспечение работы над проектом таким образом, чтобы у всех желающих  была возможность высказываться и быть выслушанными и принятыми. Правила работы в группе могут быть сформулированы заранее на интерактивных занятиях или на первом этапе проектной работы. Если кто-то в процессе организации общения нарушает правила, фасилитатор напоминает о них.

От фасилитатора требуется внимание, умение слушать, слышать и проявлять определенную гибкость, наблюдая продвижение групповой работы, он не выпускает из виду целостность ситуации. Опытный фасилитатор беспристрастен: он готов исследовать любую точку зрения, не нуждаясь в том, чтобы ее делать правильной или неправильной. Он выполняет функцию консультанта, но он же помогает справляться с препятствиями, обеспечивая последовательность, предоставляя полезные техники выхода из конфликта. К фасилитатору удобно прийти за помощью, советом и направлением.

Модератор

Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении или радио, а также ведущего интернет – форума, электронного листа рассылки. В современном значении «под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной».

Задача модератора – организация и проведение дискуссии. Главное для модератора – понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не модератор, а сам процесс дискуссии. Во время дискуссии модератор может перебивать говорящего, если человек нарушает правила её ведения; может задавать уточняющие вопросы с целью конкретизации позиции выступающего; направляет дискуссию и удерживает её в русле темы. Основные умения модератора в работе с группой – удерживать внимание на определенной теме, вызвать интерес к предмету обсуждения. Сложность работы модератора в том, что он должен добиться слаженности, не прибегая при этом к командному стилю.

Тьютор

Это учитель консультант, наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования. Тьютор руководит самостоятельной научно-учебной работой учащихся, обсуждает в неофициальной обстановке положение дел и встречается на тьторских занятиях. Тьюторские занятия могут носить характер практический: консультации или семинары по определенной теме.

Задача тьютора – помочь учащимся получить максимальную отдачу от участия в проекте, следить за его ходом и обеспечивать обратную связь по выполнению задания, консультировать учащихся по возникающим вопросам и поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего проекта.


Функции фасилитатора, модератора, тьютера имеют существенные отличия от привычных функций учителя. Освоение учителем ролевых позиций – важная задача в освоении методов проекта.


Добавить комментарий

Читайте по теме: