Кнут и пряник больше не работают. Как повлиять на внутреннюю мотивацию учеников

Прямой диалог

Внутренняя мотивация приносит больший эффект в обучении детей, чем внешние «кнут и пряник». Предлагаем вам семь стратегий самоубеждения, которые приведут ваших учеников к успеху.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий… но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь», – говорится в басне «Лиса и виноград» Эзопа.

Считается, что нашими действиями руководят наши убеждения. В жизни часто бывает совсем наоборот.

Люди, подобно лисе из басни Эзопа, оправдываются перед собой за свои действия. Это помогает им снять ответственность с себя за ошибку или объяснить, почему в ситуации они поступили именно так. Учителям стоит взять это на заметку: надо создавать ученику такие ситуации, в которых они могут убедить себя, что в основе их поведения была собственная внутренняя мотивация.

Наказание, награда и обязательство

Большинство учителей проводит в классах политику кнута и пряника. Пряники включают в себя хорошее отношение и оценки, поддержку со стороны учителя и другие награды, которые во власти учителя. Кнут – это наказания: задержка после уроков, отстранение или запрет на посещение кружков. Учителя и администрация полагают, что этих мер достаточно, чтобы контролировать успехи учеников. Однако самоубеждение приносит больше пользы и имеет более длительный эффект, чем устаревший «кнут и пряник». Главное, помочь ученикам убедиться в правильности своих действий.

Цель самоубеждения – создать когнитивный диссонанс в сознании ученика: ситуацию, когда в разуме ученика верными оказываются противоположные утверждения. Например, «я хороший человек, но я соврал». Это создает дискомфорт, избавится от которого и поможет оправдание действия: например, «учитель заставил меня солгать».

Наказание

Джонатан Фридман в 1965 году провел исследование, в котором предложил дошкольникам воздержаться от игры с «запретной игрушкой». Он поделил детей на две группы: первой было запрещено трогать игрушку под страхом наказания, второй сказали, что играть с этой игрушкой будет неправильно. Затем детей оставили в помещении наедине с ней, никто не притронулся к игрушке. После эксперимента Фридман опросил детей: оказалось, что дети из первой группы хотели поиграть с игрушкой, детям из второй она стала менее интересной.

Через несколько недель Фридман вновь посетил детей. Он вызывал их к себе по очереди и предлагал пройти тест по рисованию. Пока он рассматривал рисунки, детям позволялось поиграть с любой из игрушек в комнате. 77% детей из первой группы исследования выбрали «запретную игрушку», во второй группе таких детей было только 33%. Дети из второй группы должны были объяснить свой выбор, ведь их не ждало наказание. Они убедили себя, что эта игрушка не очень интересна.

Также добавим, что недавние исследования показали, что страх оценки перед экзаменом снижает результаты учеников.

Награда

Хорошие оценки мотивируют детей, но лишь на недолгое время. Ученые из Стэнфорда обнаружили, что дети, которым предложили награду, работают быстрее, однако вряд ли возьмутся за решение таких задач позднее без вознаграждения.

Обязательство

Цель обязательств – чтобы ученик совершил действие, но при этом воспринимал его как собственное решение. Роберт Чалдини писал в книге «Психология влияния»: «Коль скоро мы сделали выбор или заняли определенную позицию, мы будем стремиться вести себя в соответствии с принятыми на себя обязательствами и стараться оправдать ранее принятое решение».

Наказание и награды могут иметь значение при определенных обстоятельствах, но на эти методы нельзя положиться, если мы хотим, чтобы ученики успешно справлялись с вызовами. Чтобы этого достичь, нам надо внедрить модель самоубеждения в классе.

7 примеров самоубеждения

  1. Две линии
    Перед началом урока нарисуйте (или обозначьте другим способом) две линии в классе: назовите одну «Готов учиться», другую – «Пришел мешать учителю». Предложите ученикам выбрать свою линию и встать на ней.
  2. Вопросы со шкалой
    Спросите учеников: «По шкале от одного до десяти, насколько вы готовы…?»
    Затем добавьте: «Почему вы выбрали не единицу?»
    Например, «По шкале от одного до десяти, насколько полно вы выполните домашнюю работу сегодня вечером?» Следующий вопрос убедит учеников выполнить домашнее задание до конца.
  3. Список целей
    Составьте список в начале урока с задачами на текущий день, а в конце урока пусть ученики сверят, насколько они выполняют свои обязательства.
  4. Пусть ученики создадут правила
    Позвольте детям самим составить список правил класса. Нарушение этих правил создаст у них когнитивный диссонанс (они ведь сами их приняли!).
  5. Публичные цели
    Когда ученики публично озвучивают свои цели, цели становятся измеримыми не только для них, но и для всего класса. Никому не хочется показаться лицемером. Поэтому ученик убедит себя достигнуть цели, иначе он почувствует стыд.
  6. Напоминайте о целях вопросами
    Если постоянно напоминать ученику, что он должен делать, это вызовет в нем психологическую реакцию отторжения, он воспримет эти вопросы как нарушение его свободы действий. Однако, если спросить ученика, что он будет делать, это создаст у него ощущение свободы выбора. Такое ощущение – самая убедительная на свете вещь.
  7. Карточки с обязательствами
    Благодаря таким карточкам футбольная команда старшей школы Де Ла Салле стала рекордсменом по самой долгой серии побед. Каждую неделю они делали карточки с обязательствами и несли ответственность друг перед другом.

Добавлю в заключение, что самоубеждение требует терпения и критического мышления. Но когда в мае соседний класс будет лишен мотивации после пряников и кнутов, ваш класс будет тянуться к новым знаниям и открытиям.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: