Лэпбук как средство приобщения детей к творчеству

Без рубрики

Лэпбук – это сравнительно новое средство обучения и воспитания из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Он будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования, родителям

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В своей педагогической деятельности педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны обучающимся и соответствовали их возрасту, а также эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Лэпбук – это сравнительно новое средство обучения и воспитания из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под российский менталитет Татьяна Пироженко, автор нескольких научно-популярных и развивающих детских книг, ведущая детского блога «Это интересно!». Она разработала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в проектной деятельности с детьми в мини группах. Похожие методические пособия оформлялись в советских школах самими учителями и являлись наглядным материалом при организации учебно-воспитательного процесса в классе по разным дисциплинам. Однако обучающиеся редко принимали участие в создании «папок-раскладушек» с картинками и заданиями.

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов, собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, конвертами, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, пазлами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Она направлена на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяет не только кругозор ребёнка, но и формирует навыки и умения, закрепляет определенную тему с детьми, способствует осмыслению содержания, проведению исследовательской работы, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук, как уже говорилось выше, можно отнести к разновидности метода проекта. Процесс создания лэпбука содержит все этапы проекта: выбор темы; изучение литературы и интернет-ресурсов; целеполагание; составление плана; выполнение практической работы; подведение итогов и представление работы. Соответственно Лэпбук является средством для реализации деятельностного подхода в обучении. При его создании дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательной исследовательской деятельности.

1

Таким образом лэпбук помогает ребёнку:

  • по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал;
  • закрепить материал, так как в любое удобное время он может открыть лэпбук и повторить пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
  •  в проявлении и развитии поисковой активности, так как ребёнок самостоятельно собирает и оформляет информацию, самостоятельно формирует таким образом навыки школьного обучения;
  • выбрать задания с учетом возрастных особенностей каждого (для малышей – кармашки с карточками-картинками или фигурками каких-либо предметов, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.);
  • лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

В результате работы над оформлением лэпбука у детей развиваются универсальные умения, такие как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Возраст детей, с которыми можно заниматься оформлением лэпбука – 5-12 лет. При этом дети в возрасте от 5 до 7 лет не смогут оформить её самостоятельно, им необходима помощь взрослых как в осмысленном выборе темы, так и подборе материалов, их систематизации и оформлении. Начиная с 8 лет, дети могут самостоятельно определять интересующие их темы и оформлять такие пособия.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук — это папка формата А4, или сложенного втрое листа формата А3.

В зависимости от формы лэпбук может выглядеть как: стандартная книжка с двумя разворотам, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.

В зависимости от назначения выделяют следующие наименования тематических папок: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в зоопарк, каникулах в деревне и т.д.)

Важно отметить, что такая форма работы с детьми помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных стихотворений, историй, загадок. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. При детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую профессиональную компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал ребёнка, но и развить их.

Автор — Елена Бритвина

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: