Школьный музей скульптур из корней деревьев

Большая перемена

Нина Шаповалова из поселка Тумнин Хабаровского края рассказывает о музее, объединившим в творческом порыве всю школу и сохранившим местную красоту.

Глава 1. Начало

Музей в школе – дополнительный информационный источник для детей, интересующихся краеведением, природой родного края, мастерством изготовления скульптур из корней деревьев.

Наш музей молод. Сбор материалов начался в 2018 году. Разные вещи составляют его экспонаты: книги, предметы быта, техники, игрушки, купюры прошлого, фотографии, поделки детей из природного материала. Много времени потребуется для того, чтобы систематизировать экспонируемые предметы, записать их в алфавитную книгу, составить описание каждой, дорогой для нас вещицы. Начало сделано – значит продолжение последует.

Один из главных вопросов при создании школьного музея – вопрос о том, для чего мы это делаем? Предполагаю, что это будет интеллектуальная работа детского ума и беспокойного сердца. Это будет труд для обогащения исторической памяти, воспитания гражданственности и любви к Отечеству, к своему краю. Это будет сплочение школьного коллектива, дружба, ответственность, приобретение духовного богатства.

Второй вопрос: «Как мы это делаем?» Задумка о создании музея возникла давно. В этом учебном году объявили ребятам, что будем работать над созданием музея, и если есть дома интересные старинные предметы, то можно принести в школу, предварительно посоветовавшись с родителями. Разговаривали мы с учителями, с жителями поселка, и каждый хотел внести свою лепту. Сам сбор старинных вещей полон неожиданностей: сразу вспоминается какая-нибудь эпоха, эпизод, мгновение. Загоралась искорка любознательности, успех не снился, а энтузиазм не выветривался. Мы не обманывали себя, мы хотели создать музей, не предвидя трудностей: в школе должно быть хоть какое-то маленькое помещение, уголок, квадрат деятельности. Этим уголком, квадратиком, кружком на школьном поле оказалась библиотека. Музей начал жить.

Музей под школьной крышей – это и познание ребятами своей души, интересов, эмоций, возможностей участия в общем деле. Испытать себя в общем деле – огромное счастье: творчество, ожидание результата, духовная близость, наконец, этика – в серьезном общем деле, заинтересовавшем юные души, дисциплина крепче, работа на равных, взгляд на мир — добрыми глазами.

Глава 2. Композиция

Тайга – загадка. В тайге можно многое увидеть: необычную птицу, жучка, зверька, растение, дерево, мох, цветок. Слышали вы, что такое «выворотни»? Это деревья, поваленные ветром или старостью, промокшие под дожем, высушенные на солнце. Какое удивление вызывает корешок, похожий то на человечка, на балерину, на мордашку пушного зверька. Из таких корешков и делают лесные шедевры, вызывающие ассоциации, вдохновение, порыв к творчеству – увидеть большее, чем есть на самом деле, оживить, превратить в красоту.

Сбором лесных загадок занимался Виктор Леонидович, учитель труда-технологии, друг проницательных подростков, наставник, увлекший ребят искусством находить необычное в обычных таежных валежинах. Под его руководством и стали ребята внимательнее присматриваться к каждой упавшей на землю веточке, засохшему пеньку, стволу дерева. Собирали. С найденными «загадками» велась тщательная работа: чистка, обработка, покраска, покрытие лаком. Каждый труд требует усердия, и оно было. Так появилась композиция из трех представителей леса: чаша, ваза и сплетение корней.

Вот лесное сокровенье засияло ярким цветом,
Словно золотом покрылось, словно солнце, вновь явилось
В затемненные изгибы, в мир извилин и дремучесть,
Словно изгнанная тучи, улетела неизвестность,
Красоту преобразив. Нет предела у фантазий,
Есть рукам одна работа. Руки мастера толкуют –
из фатальности безвестной превратить в известность
Корни и придать им должный вид…
Он трудился с подмастерьем, он давал советы юным,
Он сдувал пылинки струйкой, надувая щеки шаром,
И дивился, усмехаясь, будто маленький ребенок,
Вдруг распробовавший сладость…

Глава 3. Чаша

Если эту чашу можно назвать чашей, то каков материал? Столь необычные формы возможно ли сотворить? Асимметрия, закругленность, покатость, ребристость, углубленность – все это природа дерева, естественная и неповторимая, очаровывает, заставляет верить в чудесную силу таежного ваятеля — самой природы. Со словом «чаша» связаны крылатое выражения: «Чаша счастья», «Полная чаша», «Дом – полная чаша». Смотреть на экспонат «Чаша» (будем верить) полезно. От счастья никто не отказывался, счастье ищут, идут к нему годами и даже летят за тридевять земель.

Для нашего музея чаша — триумфальная находка. Она обязательно вдохновит кого-то сотворить что-то подобное, найти лучшее, заглянуть в потайные местечки возможного и невозможного. Творчество как настой целебной травы: пьешь – выздоравливаешь, оживаешь, действуешь.

Тайна чаши неизвестна,
как озера в чаще леса,
Как гнездо скромнейшей сойки,
что на лиственничных ветках
притаилось невзначай.
Только мастер знает цену,
Да и той цены-то нету.
Нет цены. Неизлечима красота
Древесной чаши, что увидена впервые,
Из тайги принесена…

Глава 4. Сплетение корней

Только корни все расскажут, как сцепленья их красивы.
Как изогнутые руки и как крылья птицы дикой,
Распрямятся их изгибы, снова сцепятся в единый
Корень правды, корень жизни,
Где истоки под землею, под пахучею травою
Раздадут им влагу пищи.
А засохнут – станут кликом,
Станут откликом, как память, тишиной или приветом
Под звездой – Айчи* таежной, сопки, близкой от Чопэ*.

Айчи – название сопки в Тумнине.
Чопэ – ручей, протекающий на Горячем Ключе, впадающий в реку Тумнин.

Глава 5. Ваза

Ствол дерева. Спил. Ваза – два рожка, чета, близнецы с носиком, с глазками, будто наблюдатели, дарители, вздыхатели. Каких усилий надобно, чтобы вот так гениально превратить ничто в прелесть воображения, в осязаемость настольной вещи, упования и восхищения! Художник прав: один штрих, и – живет упавшая ветвь смолистой пихты, звонкой осины, кудрявого ильма, хрупкого тополя, избирательного тиса.

Все тайга приберегала: кто придет к ней первым самым,
Кто заметит ствол, упавший на валежнике печальном,
Тот окажется счастливым, тот в подарок и получит вазу
Важную, в придачу разрешит саранкам* свежим
Быть поклонницами в доме, чтобы больше было света,
Чтоб, заря была румяней по-над речкою туманной,
Чтоб красивей было сердце у детей, чей лепет слышен
Утру в солнечных лучах…

Саранки* – дикие лилии на Дальнем Востоке

Глава 6. Удивительное – рядом

Мир леса одаряет нас неожиданностями, неизвестными, на первый взгляд, незаметными; на них, кажется, не остановится взгляд прохожего, но вдруг кто-то, но вдруг кому-то улыбнется ненужность и засияет, заиграет необыкновенными красками. Так случается. Так случилось и в тот момент, когда погибшее дерево заговорило, рассказало, поделилось необычностью свойств. В этом заслуга неравнодушных людей с художественным вкусом, замечающих скромную красоту, умеющих подчеркнуть её одним штрихом своего внимания. «Удивительное – рядом», — говорит внутренний голос и эхом отдается в наших краях.

Нет ничего милее и дороже родного края, края, наименованного Хабаровским еще с давних времен, таящего в себе загадки необжитых мест, тайги, сопок, рек, озер. Удивительное надо замечать.

Глава 7. Экспонаты

Я рассказала об экспонатах нашего музея, которые занимают достойное место в школе. Они из тайги. Они прекрасны. Над ними трудились руки человека и его учеников. Это память об интересных занятиях не только в школьной мастерской, где тепло и уютно, это память о походах, о поисках, об удивлении, когда видишь то, что может оказаться не стеклом, а бриллиантом, случайно найденном, невзрачном и никому не нужном, но вдруг нужном, незаменимом, как экспонаты в Лувре, Эрмитаже, в Третьяковской галерее.

Музей – дело общее и в то же время – частное. Общее потому, что объединяет идею сохранности дорогих предметов. Частное потому, что увлечение музеем может быть, но может и отсутствовать. Некого упрекать в этом. И все-таки… знаменитая фраза Грибоедова: «И дым отечества нам сладок и приятен», — имеет силу и в наши дни, и в наших дальневосточных сердцах, поэтому слово «музей» надо писать с большой буквы.

В настоящее время есть планы о музее, который будет отвечать современным требованиям, цифровым технологиям и являться местом притяжения самых любознательных ребят.

Не оставлять прошедшее мгновенье,
Чтобы забвенье тронуло его.
Я знаю, что другие поколенья
Запишут многое, заметят все кругом.
Не надо быть пустым и мягкотелым,
Чтобы не знать, как имя у ручья.
Будь в курсе: покоряется все смелым,
И в жилах кровь настырно горяча.


Добавить комментарий

Читайте по теме: