Цель: познакомить обучающихся с историей происхождения денег, экономических причинах возникновения денег, их функциях и правилах обращения с ними.
Задачи:
- дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни;
- рассмотреть выгоды обмена, выяснить неудобства бартера и причины появления денег;
- определить опасности и пути их преодоления при использовании электронных денег.
Планируемые результаты
- Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в группе;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
- Метапредметные результаты:
Познавательные
- удовлетворение познавательных потребностей учащихся в области финансовой грамотности;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье, применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности;
- поиск и изучение информации в области финансовой грамотности;
- выполнение логических действий сравнения и недостатков разных видов денег
- выработка экономически грамотного поведения.
Регулятивные
- постановка цели деятельности на основе определенной проблеме;
- самостоятельное планирование действий по решению поставленных задач;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний по финансовой грамотности;
- контроль, самоконтроль действий по изучению темы.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- работая в группе, договариваться, находить общее решение;
- умение формулировать свое мнение.
- Предметные результаты:
- овладение понятиями: бартер, деньги,
- понимание роли денег в семье и обществе;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на примере составления правил пользования банковской картой.
Основные вопросы изучения материала | Что такое деньги? Что использовали в древности в качестве денег? Что такое электронные деньги? Какие правила безопасности существуют при использовании электронных денег? |
Тип урока | Получение новых знаний |
Формы работы | Фронтальная, групповая, командная. |
Ресурсы урока | Проектор, экран, орфоэпические, толковые словари, карточки для работы в группе для каждого члена группы, видеоролик. |
Основные понятия и термины | Бартер, деньги, товарные деньги, ликвидность, покупательская способность. |
Домашнее задание | Найдите в интернете информацию о самых необычных деньгах разных стран мира. В чем их необычность? |
Технологическая карта
Модули урока | Учебные задачи ( ситуации, вопросы и задания) для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика | Оценивание образовательных результатов. |
Мотивационно-целевой | Добрый день. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У каждой группы на столе стоит «чёрный ящик», прошу открыть и выложить все предметы, которые там находятся. | Приветствие учителя. Организация своего рабочего места. Открывают «чёрный ящик», выкладывают предметы, которые находятся внутри. 1 ящик- кусочек меха, перец горошек, перья, ракушки, монеты. 2 ящик- зерна кофе, черный перец, монеты, купюры, пластиковая карта. 3 ящик — соль, корица, монеты, купюры, пластиковая карта. 4 ящик — кусочки кожи, приправа гвоздика, монеты, купюры, пластиковая карта. | Проблемное задание |
Ориентационный (актуализация) | Как вы думаете, что объединяет эти предметы?- не хватает знаний? Предлагаю посмотреть ролик и ответить на поставленные вопросы и все станет ясно. (Приложение1) Сейчас сможете ответить на вопрос: Что объединяет эти предметы? Верно, мы сегодня будем говорить о дЕньгах или деньгАх. Как сказать правильно. Где можем это узнать? Обратимся к словарю. Чем интересна тема урока для вас? Что вы уже знаете о деньгах? Что такое деньги? | Учащиеся предлагают варианты ответов, но чаще всего не могут вывести общее понятие. Просмотр ролика. «История денег от куницы до бумажных». Дети отвечают Понятие- Деньги. Работа с орфоэпическим словарём, поиск решения. Литературная норма: деньгАм, деньгАми, о деньгАх. Вариант дЕньгам, дЕньгами, о дЕньгах в словарях рассматривается как допустимый, однако устаревающий. Ответы детей. | Мотивационный вопрос. Исследовательское задание. Эвристическая беседа |
Содержательно-операционный | С какими понятиями познакомились? Давайте обратимся к словарям «бартер» — обмен одного товара на другой в натуральной форме. «деньги»- это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. «товарные деньги»- товары, которые хорошо обменивались. «ликвидность»- способность быстро обмениваться на любой товар. «покупательная способность»- количество товаров и услуг, купленные на одну денежную единицу. У вас на столах лежат листы с заданием. Предлагаю их выполнить. (Приложение2) Решение задачи 1: Двух щенков и попугая можно обменять на четырех котят, одного котёнка на 50 рыбок, а одного щенка- на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать чтобы получить щенка? Решение задачи 2: укажите правильную последовательность. Впишите в таблицу цифры по названиями видов денег в порядке их появления. Выберите в группе того, кто будет объявлять результат и аргументировать. Металлические деньги Безналичные деньги Товарные деньги Бумажные деньги Электронные деньги Ребята, скажите, а какое понятие встретилось вам впервые на сегодняшнем уроке? А что такое электронные деньги и чем они отличаются от уже нам известных? В 14 лет у вас может быть своя банковская карта. Давайте рассмотрим, что изображено на ней. (Приложение3). Комментарии учителя. А какие опасности подстерегают держателя пластиковых карт? Как их избежать? Я вам предлагаю разработать правила для безопасного пользования пластиковых карт. | Работа по словарям. Ответы детей Записывают в тетрадь понятия. Выполнение задания. Выбор спикера. Защите ответов с комментариями. Ответы учащихся. Рассматривают иллюстрацию на экране. Ответы детей.- предполагаемые ответы ( Приложение4) | Работа с дополнительными источниками информации. Познавательное задание. Выполнение заданий. Беседа. Познавательное задание. Проблемное задание. |
Контрольно-оценочный ( в том числе рефлексивный) | Перед вами предложения, которые вы должны закончить Сегодня я узнал… Сегодня я научился… Теперь я знаю… Спасибо за урок!!! | Выполнение задания рефлексивного характера. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому Поведению).
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
- Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
Ресурсы интернет: