Минпросвещения России намерено утвердить новый профстандарт для школьных педагогов в конце 2019 года. В нем буду закреплены сразу две новых должности — старший учитель и ведущий учитель, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу министерства.
«К концу 2019 года в профессиональном стандарте педагога появится горизонтальная модель роста, а в школах — новые должности: старший учитель и ведущий учитель <…> Эти нюансы уже прописаны в новой редакции профстандарта «Учитель», разработка которого ведется. Его утверждение планируется в конце 2019 года», — приводятся слова директора департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения Марии Хлопотных.
Отмечается, что старший учитель, кроме преподавания, будет заниматься разработкой индивидуальных, вариативных и коррекционных программ, ведущий — выступать наставником, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов.
Ольга Васильева рассказала об обязанностях ведущего и старшего учителей
[mailerlite_form form_id=4]
О создании ПС учителя
1. И нет нам покоя и ночью, и днём… Может быть пора угомониться… Создание профессионального стандарта в области общеобразовательной деятельности имеет большую историю…
1). Проект профессионального стандарта педагогической деятельности, был разработан по государственному контракту № П 243 от 11.09.2006 (2498 слов, 600 тыс. руб.) и вышел под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова.
2). Проект Профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в общем образовании» (8932 слова), ФИРО, 2012.
3). Проект Профессиональный стандарт педагога. Рабочая группа Е.А. Ямбурга (7898 слов, 12 человек), 2013.
4). Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. Разработчики СОШ № 109 г. Москвы (Е.А. Ямбург) и Московский городской психолого-педагогический университет (В.В. Рубцов).
5). Проект уровневого стандарта педагога. Разработчик рабочая группа Ассоциации «Педагог XXI века» (учредители СОШ №109, МГППУ и др.), 2017.
6). Проект №6. Групп разработчиков №?
Меняются названия, объём работы, разработчики, но профессиональной стандарт учителя (преподавателя, воспитателя) ввести в действие не удаётся. Либо это архи сложная работа, либо перманентная разработка ПС кого-то устраивает, либо ПС вообще надуманная тема в недрах Российского союза промышленников и предпринимателей. Ведь работают же учителя без утверждённого стандарта педагога (учителя, воспитателя) 2013 года?
Интересно, что по соглашению РСПП от 25 июня 2007 г. Минобрнауки России обязуется «применять профессиональные стандарты, разработанные РСПП с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ, как основу для создания соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ». (Профессиональные стандарты как основа для создания государственных образовательных стандартов и образовательных программ http://www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=8044).
А. Б. Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук в 2014 году писал: Профстандарт «Педагог» — это лишь первый «блин». И он получился комом — очередной «бумагой», не имеющей практического смысла. Впрочем, это в меньшей степени вина разработчиков профессионального стандарта, ведь они лишь пытались следовать Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утверждённым Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н, и заполнить утверждённый этим ведомством макет профессионального стандарта применительно к слишком сложной для стандартизации деятельности учителя, воспитателя» (Вифлеемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? – Народное образование, 2014, №3. С.34-42).
2. Об очередном ПС.
2.1. Развитие и формирование учителя имеет квалификационный и должностной аспекты. Новые должности имеют содержательные прототипы. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 июня 1972 г. N 463 «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» п.6. предписывалось МП СССР «… Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. … Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание «старший учитель» и «учитель — методист». Сегодня в школе можно вводить должности, расширяющие карьерные возможности педагогических работников. Согласно ст. 28, п.3, пп. 4 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 25.12.2018.) «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: …установление штатного расписания…». В действующем ЕКС, утверждённом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н в состав должностей руководителей входит должность — «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения», а состав должностей педагогических работников — должность «Методист (включая старшего)». Почему в школах нет массовой практики вводить должности «Руководитель методического объединение» или «Методист»? Да потому, что нецелесообразно и нет денег в условиях подушевого финансирования.
2.2. Расширение состава должностей приведет существенному дублирования трудовых функций (компетенций) и полномочий (прав и обязанностей) «старшего учителя» и «ведущего учителя», в-первых, с существующими должностями заместителей директора по учебной работе/учебно-воспитательной работе (входят в государственный ЕКС), во-вторых, с квазидолжностями руководителей методических объединений/кафедр/проблемных групп/проектных групп (не входят в государственный ЕКС). Кроме того, это приведет к росту администрации школы. С учетом того, что в РФ много малочисленных школ расширение администрации в этих школах нецелесообразно с педагогической, управленческой и экономической стороны.
2.3. Таким образом, введение должностей «старшего учителя» и «ведущего учителя» по существу ничего не меняет в составе должностей, но создаёт излишние звенья в управлении.
2.4. В ПС необходимо:
1). Расширить шкалу квалификационных категорий до 5÷7. Например, в Едином тарифно-квалификационный справочнике работ и профессий рабочих. Выпуск 1. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30) (с изм. 31 июля 2007 г.) для профессии «Маляр» установлено шесть разрядов и даны соответствующие характеристики работ: __ Маляр 1-го разряда. Характеристика работ. Окрашивание деталей в налаженных барабанах, автоматах методом окунания и кистью без шпаклевания и грунтования. Промывка деталей щелочами, водой и растворителями. Обезжиривание поверхностей. … __ Маляр 6-го разряда. Характеристика работ. Рельефное, фактурное и экспериментальное окрашивание и аэрографическая отделка изделий и поверхностей при внедрении новых красящих веществ и синтетических материалов. Реставрация художественных росписей и рисунков;
2). Приращение размера доплаты за квалификационные категории должно быть существенным, чтобы мотивировать профессиональное развитие и формирование учителей. Например, приращение оклада к должности «Учитель» для I категории – не менее 10 % от оклада учителя I категории, II – 25%, III – 50%, IV – 75%, V – 100%. Если оклад учителя 10 тыс. рублей, то оклад учителя I квалификационной — 11000 рублей, II – 12500,…, V категории – 20000 рублей. Лучше приращение выражать в долях МЗП.