В этом случае учитель может и должен стать главным защитником ученика. Как пресечь проявление буллинга раз и навсегда? К сожалению, никто не может дать правильный рецепт, слишком проблема неоднозначна и сложна. Но мы дадим несколько советов, которые, надеемся, помогут вам в борьбе с насилием в классе.
- Первый наш совет — признайте наличие проблемы буллинга, тот факт, что ваш класс настигла психологическая болезнь. И от недуга страдают все стороны: и жертва, и агрессоры, и наблюдатели. В этой войне нет победителей.
- Следующий шаг — возьмите ответственность за изменение ситуации. Нередко учителя дистанцируются от проблемы, говоря: «Нынешние дети стали слишком жестокими, я ничего не могу сделать». Это неправда, учитель может многое, и чем выше его авторитет, тем больше он может повлиять на ситуацию. Известны случаи, когда в одной и той же школе в классе одной учительницы не трогали даже самых беззащитных детей, у другой постоянно над кем-то издевались.
- Прежде чем предпринимать меры, сделайте над собой усилие… и почувствуйте себя в роли жертвы. Постарайтесь максимально реалистично представить себе, каково это — быть в напряжении 24 часа в сутки, постоянно бояться насмешек и издевательств, быть в изоляции, переносить публичные издевательства? Осознав масштабы кошмара, который переживает ребенок, вы составите грамотный план действий.
- Озаглавить этот алгоритм советуем так: «Конфронтация с буллингом как с проявлением зла и насилия». Не с учениками-буллерами, а именно с фактом издевательств. Ввести правила поведения, единые для всех учеников. И школьники должны знать, что за невыполнение последуют санкции.
- Один в поле не воин — будет гораздо лучше, если в борьбе с насилием объединится весь педагогический состав. Команда профессиональных педагогов способна дать отпор властолюбцам.
- Окажите эмоциональную поддержку жертве буллинга. Как правило, у таких детей страдает самооценка, поэтому будет лучше создать для школьника ситуацию успеха — дайте ему задание, с которым он точно справится, похвалите в присутствии всего класса.
- Проведите беседу с жертвой буллинга, преследователями, с обеими сторонами, а потом и с их родителями. Подробнее о том, как вести подобные разговоры, читайте в материале «Газеты педагогов» «Моббинг в школе. Сценарий беседы с учениками». Здесь же мы только посоветуем начать серию бесед с общения с ребенка, которого обижают, и называть вещи своими именами, а не «ходить вокруг да около».
- Психологи советуют работать с обидчиками не в группе, а по одному. Постарайтесь разбить стаю: рассадите агрессивных учеников, предложите им новое интересное дело, которое даст им ощущение успеха. В подобной ситуации со временем буллеры потеряют интерес к жертве.
- Обсудите проблему со школьным психологом, который может провести психологические игры, направленные на улучшение атмосферы в классе.
- Доброжелательная обстановка должна быть создана не только в классе, но и во всей школе, и здесь необходимо участие администрации. Появление буллинга в школе — серьезный сигнал для директора о том, что пора принимать срочные меры по изменению психологического климата.
- Обратите внимание на собственное поведение. Не вы ли способствовали созданию бедственного положения гонимого ученика? Нередки случаи, когда педагог ставит отличника в пример классу, который начинает дружно ненавидеть «любимчика». Или же призывает класс к опрятности и заканчивает спич фразой «А Иванов у нас, как всегда, голову на прошлой неделе мыл». Буллинг со стороны учителя воспринимается учениками особенно болезненно, поэтому советуем внимательно относиться к своим словам.
- Наблюдайте за классом, старайтесь быть в курсе дел учеников. Помните: чем раньше проблема буллинга будет выявлена, тем проще ее устранить.
Конечно, прекращение травли ученика в классе — задача не из легких. Но уверены в том, что вы, уважаемый читатель, сможете ее решить. Желаем успехов!
[mailerlite_form form_id=4]