Согласно апрельскому исследованию ВЦИОМ (2025 г., 1,6 тыс. респондентов), представления россиян о задачах школы значительно трансформировались по сравнению с 2000 годом.
Ключевые изменения:
▫️ Критическое мышление стало важнее: запрос вырос на 10 п.п. (с 25% до 35%)
▫️ Культурное воспитание остаётся приоритетом, но его значимость снизилась с 67% до 45%
▫️ Подготовка к заработку утратила актуальность: спад с 31% до 16%
▫️ Влияние оценок на карьеру теперь ставят под сомнение 56% (против 62% в 2000 г.)
Тенденции:
• Снижение перегрузки: только 45% считают программу чрезмерной (в 2000 г. — 52%)
• Нейтрализация оценок: 7% уверены, что они не влияют на будущее (+3 п.п.)
Экспертный комментарий:
«По-видимому, ряд задач, которые ранее возлагались на школу, россияне теперь готовы делегировать,— отмечают авторы исследования,— воспитание и развитие культурного и человеческого капитала — семье, обучение заработку — другим ступеням образования (училищам, колледжам и высшим учебным заведениям)», — отмечают аналитики ВЦИОМ.