Почему ученики списывают и как с этим бороться?

Прямой диалог

Учитель пытается найти ответы в исследованиях ученых и психологов.

«Почему ты списывал в школе?» – Я задавал подобные вопросы множеству бывших учеников.

«Я хотела получать хорошие оценки и не напрягаться», — ответила Соня, в этом году она заканчивает университет. [Имя изменено]

Мои нынешние ученики менее искренни. Круглая отличница Аня, чтобы оправдать свое списанное сочинение, неубедительно жаловалась на высокий уровень стресса и загруженности. Когда я поймал за списыванием другого ученика, Алексея, будущего выпускника, он оправдывался помощью семье и работой, которая отвлекает его от учебы. Он добавил, что моя оценка обидела его.

Опрос 2015 года в США показал, что 58% учеников подделывали свои работы, а 95% списывали еще и во время контрольных работ. Подобных опросов не проводилось в последнее время в России. Но как думаете, сильно ли будут отличаться результаты?

Почему же учащиеся списывают?

Согласно данным ученых и психологов причин у списывания может быть множество. Однако есть несколько самых популярных, знание о которых поможет учителям найти подход даже к самому нечестному ученику и уговорить его выполнить работу самостоятельно.

Ученик всегда найдет достаточную причину списать

Каждый ученик понимает, что списывать плохо. Однако каждый из них находит свои рамки, чтобы не чувствовать вины.

«Они создают собственные понятия о том, что такое честность, так что небольшое списывание не повредит их личности. Они как бы делают свое поведение небольшим исключением из общего правила», — говорит Дэвид Реттингер, профессор университета Мэри Вашингтон.

По его мнению, списывающие ученики воспринимают себя честными, так как находят рациональные и легальные причины обхода правил.

Некоторые из них списывают, потому что не видят смысла в задании или предмете (сюда можно отнести ненавистное многими формальное домашнее задание). Другие списывают, когда воспринимают задание или экзамен «самым важным испытанием в жизни».

«Учителя никак не отбирали материал для урока, они вбивали в наши головы все подряд, — рассказывает Александр, недавно окончивший институт. – Они спрашивали материал, о котором даже не рассказывали на уроке, а каждая плохо выполненная работа могла плохо повлиять на итоговую оценку».

Но порой ученики списывают и на интересных и важных для них предметах.

Хорошо успевающие ученики постоянно ощущают давление на себя. Это нередко приводит к списыванию на итоговых экзаменах: они не хотят, чтобы одна нелепая ошибка перечеркнула месяцы упорного труда.

Также исследования показывают, что ученики, которых окружающие считают умными, а не хвалят за их труд и прогресс в обучении, стремятся к высоким показателям и чаще других списывают на тестах. Такие дети несут на себе бремя высоких ожиданий.

У списывания есть и биологические причины

Не стоит доверять ученикам, когда дело касается рисков. Исследования говорят, что подростки биологически предрасположены меньше внимания уделять рискам и не заботиться, к чему могут привести их действия.

«В старшей школе ученики легко идут на риск, они не могут заметить последствий своих действий», – говорит Реттингер. – «Даже ближайшие последствия кажутся им отдаленными».

Списывание, конечно, не такое уж и экстремальное занятие, однако подросткам нравится идти здесь против принятых правил, казаться в глазах сверстников безрассудным и беспечным. Они легко преступают правила, когда уверены в своих уловках и трюках. Им кажется, что им запросто удастся выйти сухими из воды.

Списывание может быть заразным для молодежи, нередко оно служит «социальным клеем» – помогает не отрываться от коллектива и находить друзей. Особенно это справедливо для общества, в котором списывание не считается дурным. Исследование, проведенное в кадетских корпусах США с 1959 по 2002 годы, показало, что одобряемое в сообществе кадетов списывание привело к давлению на хорошо успевающих учеников: они вынуждены были помогать другим, чтобы не стать белыми воронами.

Михаил, один из выпускников корпуса, рассказал, что не мог отказать одноклассникам, хотя и понимал, что не обязан помогать. Одна помощь на уроке потянула за собой все остальные.

shpora-uroven-ekspert-open

Технологии упрощают списывание и делают его нормой

Смартфоны и Яндекс с Google всегда к услугам современных учеников. При их помощи любой ответ можно найти за пару секунд, а также найти готовое сочинение и перенести его на бумагу. Исследования показывают, что технологии сделали списывание удобным и простым, а также более сложным для распознавания.

Ирина Пахомова, учитель одной из петербургских школ, считает, что социальные медиа разрушают у учеников понятия подлинности и интеллектуальных прав. Ведь они привыкли делиться на своих страницах картинками, мемами. А пародийные видео в интернете используют целые отрывки из чужих произведений.

Поэтому некоторые из них могут не понять плохой оценки за плагиат или вовсе не воспринимать копирование чужой работы как нечто плохое.

Это подтверждает в своей книге Дональд Маккейб, профессор Ратгерского университета. Он провел опрос среди своих студентов, и 60% из списывающих посчитали «цифровой плагиат» обычным делом, никто из них не назвал его списыванием.

Как бороться со списыванием?

Даже честным ученикам надо помогать поступать правильно, считает Джейсон Стивенс, изучающий мотивацию и этику подростков в университете Окленда. По его мнению, именно у учителей есть возможность развивать в детях чувство ответственности и помогать им преодолевать любые причины, оправдывающие списывание.

Перестаньте давать задания, провоцирующие списывание

Дети намного меньше списывают, когда чувствуют свое единство с работой. Тестовые задания провоцируют детей на списывание, а уникальные задания, проверяющие интересы и компетенции ученика, сделают списывание трудным и менее привлекательным.

Однообразные домашние задания тоже частые виновники списываний, согласно исследованиям. Учителям стоит изменить и их концепцию: давать творческие задания, которые заставят детей мыслить критически и обсуждать их в классе. Также можно дать ученикам возможность раз в четверть не выполнять домашнее задание или не учитывать худшую оценку за него в четверти.

Обращайте внимание, как вы говорите

Никогда не хвалите ребенка за то, что он «умничка». Ученые говорят, что такая похвала демотивирует ребенка и повышает его любовь к списыванию. Помните, всегда хвалите ребенка за его труды и прогресс в обучении!

Психологи советуют использовать такие фразы, как «ты сделал эту работу лучше прошлой» или «отличная работа, но тебе есть куда расти, посмотри на эти части и попробуй сделать их еще лучше».

Создайте в классе «совет чести»

Дайте ученикам возможность создать собственный кодекс чести или написать правила класса (или школы) на «совете чести», которые покажут, как списывание влияет на их будущее и на окружающих.

Пусть затем старшие школьники расскажут об этих правилах младшим. Каждый ученик сделает письменное обязательство соблюдать кодекс. И каждое его нарушение будет отдельно обсуждаться на таком «совете».

Рассуждайте с детьми о последствиях списывания

Всегда полезно показать, к чему могут привести наши действия. Главное, не делать это в прямом морализаторским тоне. Например, на своих уроках мы обсуждаем, к чему могут привести те или иные поступки, при изучении пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира.

Я предлагаю детям обдумать, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть желанной цели. Почему мы поступаем именно так? На что мы готовы, чтобы получить желаемое? Как наши поступки способны изменить нас?

Каждая трагедия о нас, а не только, как в «Макбете», о человеке, которым овладело «желанье власти».


Списывание – это целый ряд психологических процессов, говорят нам ученые. Очень важно создавать кодексы и обсуждать последствия нарушений, но также важно понимать причины, по которым ученики списывают. Это позволит воспитать честность и создать творческую атмосферу в классе, а не только наказывать за отдельные проступки.

Эта статья — адаптированный перевод американского материала.
Оригинал статьи: Edutopia.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: