Школа без колов и двоек. Почему бы и нет? В московской школе 1561 решили отказаться от привычных отметок. Правда, так учится только часть началки, пишет «Российская газета».
Отметок нет, при этом оценивание в начальной школе, конечно же, есть. Это делают и сами ученики, и педагоги. Но ни двоечников, ни троечников, ни даже отличников в этих классах нет.
А кто есть? Ученик, который выполнил работу аккуратно, но забыл подчеркнуть нужную букву. Или решил задачку и получил максимальный балл — два балла. Или написал диктант, но допустил ошибки, вдобавок получилось неряшливо. Очень уважительно, согласитесь?
В обычной школе вникать бы не стали: этому — четыре, этому — пять, а этому — два и родителей к директору! А как иначе? А вот как.
«Допустим, идет урок чистописания. Прошу каждого подчеркнуть букву, которая получилась лучше всего, — рассказала «РГ» Оксана Хахалина, учитель начальных классов. — Затем, при проверке тетради, если соглашаюсь с этим, потом тоже подчеркну ее красной ручкой. Если нет, подчеркну ту, которая мне показалась самой удачной. Еще пример: оцениваем аккуратность выполнения работы — сбоку рисуем вертикальный отрезок, где ученик ставит отметку. Чем выше расположена отметка на отрезке, тем выше он оценивает свою работу. Ученик всегда знает, что именно у него получилось, а что — нет».
В вологодской школе № 26 самый высокий балл — 10. Но это почти как «шесть-ноль» у фигуристов. Заработать очень трудно. Самые плохие оценки тут — 1 и 2 балла. Самые высокие — 8, 9, 10. Это «пятерка».
Шесть лет назад школа решилась на необычный эксперимент. Целый год учителя разрабатывали новую систему оценивания, критерии. Прописали все детали по всем предметам, классам и баллам, рассчитали «вес» умений, подготовили шкалу перевода в обычные баллы. Между прочим, серьезный интеллектуальный продукт создали — на кандидатскую тянет, как минимум.
Взяли для эксперимента шесть классов, туда попали и началка, и средняя школа, и старшая. Получилось, понравилось. Теперь все 1700 учеников занимаются по новой модели. И вот что интересно — неуспевающих в школе теперь почти нет.