Автор — Наталья Александровна Ковина
Живя в обществе, человек не может не учитывать «дух своего времени» (П.М. Якобсон), не быть «созвучным эпохе» (И.В. Дубровина), не осваивать основные тенденции, которые преобладают в обществе, характер понимания жизни и отношения к ней. Что представляет собой социальная активность? Социальную активность представляет собой интегративное качество личности, соединяющее в себе целостную систему социальных знаний, оценочных суждений и переживаний, мировоззренческих установок, поступков, ориентированных на проявление самостоятельности и инициативы; направленное на взаимодействие с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности; проявляющееся в гуманистических, деловых и гражданских качествах личности.
Характер деятельности учащегося, ее содержание и мотивация опосредуются социальной ориентацией личности; она же, в свою очередь, зависит от потребностей, интересов личности, детерминированных системой наличных в духовном мире личности ценностей. Сама же система ценностей и соответствующих потребностей есть совокупный результат жизненного опыта личности, учебно-познавательного процесса, направленного на личностное принятие базовых ценностей общества, и внеурочной воспитательной работы.
Социальная активность студентов техникума: во-первых, предполагает взаимодействие личности с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности; овладение и использование на практике социального опыта, проявлении активной жизненной позиции, способности быстро адаптироваться в обществе; во-вторых, определяется личностными и возрастными особенностями раннего юношеского возраста студентов, характером и содержанием внеучебной деятельности техникума, особенностями получаемой профессии; в-третьих, способствует творческому выполнению заданных обществом функций, созданию социальных инноваций.
Новые требования ориентируют систему СПО к удовлетворению потребности современного общества, производства и самих обучающихся.
В современном образовании обобщенно представленные основных компетенций, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме.
Общие
компетенции представляют собой,
совокупность социально-личностных
качеств студента, обеспечивающих
осуществление деятельности на определенном
квалификационном уровне. Общая компетенция
понимается как способность успешно
действовать на основе практического
опыта, умений и знаний при решении задач,
общих для многих видов профессиональной
деятельности.
Общие компетенции
формируются в процессе учебной и
внеучебной деятельности студентов при
изучении комплекса учебных дисциплин
и профессиональных модулей. Выбор
приемов и методов формирования и развития
общих компетенций является актуальным
и важным для эффективной организации
учебной деятельности студентов.
Предполагается, что, будущего специалиста легче сформировать через социальный спектр, когда он участвует в различных проектах социальной направленности: участие в общественных организациях и движениях и т.д.
Развивая социальную активность, необходимо предоставить больше возможностей для самовыражения в различных видах деятельности и создать условия для постепенного перехода ребят к творческому уровню социальной активности.
Включение обучающихся в социальную деятельность позволяет развивать следующие общие компетенции:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Обучающиеся техникума являются активными участниками студенческих научно-практических конференций различного уровня, в рамках которых представляют собственное видение актуальных проблем социальной сферы.
Таким образом, участие студентов в проектной деятельности служит позитивным фоном для развития социальной активности, способствует формированию гражданской грамотности, развитию общих и профессиональных компетенций, проявление их творческих способностей и активной жизненной позиции.