Актуальным направлением модернизации системы образования является формирование культуры безопасности как одно из основных средств здорового и полноценного развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме здорового развития личности с безопасным детством и возрастает понимание роли безопасности в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм обеспечения безопасности детей с самого раннего возраста.
На сегодняшний день, в условиях введения ФГОС ДО встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Инновационные изменения в образовательной модели направлены на развитие ответственности по отношению к себе и окружающим; закрепление здоровье формирующих привычек; формирование личностных качеств, позволяющих принимать решения в опасных ситуациях.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению. Слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения в разных ситуациях и начинать следует с раннего возраста, постепенно усложняя материал.
Раннее детство – это особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития. Раннее детство охватывает первые три года жизни ребенка и включает два возрастных периода – младенческий возраст (от рождения до одного года) и ранний возраст (от года до трех лет).
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы желаем нашим детям счастья, все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим. Поэтому так важна педагогическая грамотность родителей, информированность, своевременное осознание ответственности за жизнь и здоровье ребенка.
Куликова Т.А. в своих исследованиях, подчеркивает особое значение семейного воспитания в развитии ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Все остальные воспитательные институты – дошкольные учреждения, школы, дома творчества, музыкальные школы − должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность.
В.П. Дуброва отмечает, что взаимодействие детского сада с семьей и педагогическое просвещение родителей в современной науке и практике не является законченной теоретической структурой с определенными организационными формами в общественной системе воспитания. Хотя в настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, С.А. Ладывир, Н.М. Метенова, А.А. Петрикевич и др.), в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность. В настоящее время уровень педагогической компетентности родителей не удовлетворяет не только воспитателей, но и самих родителей.
В семье закладывается фундамент будущей личности, поскольку в рамках индивидуальной семейно-бытовой культуры содержаться те ценности, которые будут путеводными в жизни малыша, те знания и смыслы, которые станут основополагающими в становлении интеллекта, добропорядочности, бережного и безопасного отношения к миру. Таким образом, проблемы повышения компетентности родителей предопределяется рядом проблем:
- между требованиями нормативных документов государства и общества в компетентном родителе, и недостаточной разработанностью методических аспектов по формированию педагогической компетентности родителей в области обеспечения безопасности детей раннего возраста;
- между высоким потенциалом и воспитательными возможностями семьи в обеспечении и научении детей безопасному поведению и недостаточной осведомленностью родителей в вопросах воспитания культуры безопасности.
Родительская компетентность в обеспечении безопасности детей раннего возраста повышается при следующих условиях:
- работа по повышению родительской компетентности происходит поэтапно на основе специальных методов и приемов (создание родительского клуба, организация и проведение встреч с родителями по повышению компетентности в вопросах безопасности детей раннего возраста, заинтересованность родителей в данном вопросе);
- подобран комплекс мероприятий, заданий, направленных на поэтапное (в соответствии с выделенными уровнями) повышение родительской компетентности в обеспечении безопасности детей раннего возраста;
- в родительском клубе проводятся специальные треннинговые занятия, лекции, семинары для повышения уровней педагогической компетентности (информационная, коммуникативная, мотивационная, технологическая и аналитическая компетенция), для осознания родителями своей роли в воспитании здорового ребенка со счастливым детством;
- на основе диагностических методик, соответствующих задачам исследования, проводится мониторинг повышения родительской компетентности в обеспечении безопасности детей раннего возраста на начало и конец года.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:
- Обосновать актуальность проблемы повышения компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности детей раннего возраста.
- Провести анализ литературы по проблеме формирования психолого-педагогической компетентности родителей.
- Разработать диагностический инструментарий по изучению уровня компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности детей раннего возраста. Выявить уровень компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности детей раннего возраста.
- Организовать родительский клуб по повышению компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности детей раннего возраста.
- Выявить эффективность работы клуба.