Как повысить эффективность преподавания ОБЖ в школах?

Новости

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) обсудили преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в школах.

Зачастую на таких уроках у школьников не формируются навыки здорового и безопасного образа жизни, а также поведения в чрезвычайных ситуациях, отметили эксперты. Есть проблемы и с обеспеченностью предмета педагогическими кадрами, их квалификацией. Эксперты ОНФ подчеркнули, что проекты новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не вполне соответствуют ранее принятой концепции предмета и не решают ряд вопросов в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения.

В связи с этим Народный фронт предложил создать межведомственную рабочую группу Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки по реализации концепции преподавания ОБЖ с участием ведущих экспертов организаций высшего профессионального и дополнительного образования, МЧС, а также представителей детских и молодежных общественных объединений.

Работа такой группы должна быть направлена на выработку решений в области формирования у детей культуры безопасного образа жизни на основании использования современных исследований, методик преподавания и практической подготовки в этой сфере. На круглом столе неоднократно отмечалось, что предотвращение несчастных случаев с детьми – это всеобщая непреходящая задача, поэтому экспертами ОНФ предложено проведение ежегодной конференции по вопросам формирования культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности при участии Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, всех заинтересованных органов, организаций и инициативных лиц.

В частности, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу отметила, что сегодня в программах обучения ОБЖ важно сделать акцент на предупреждении несчастных случаев с детьми, научить ребенка не попадать в чрезвычайные ситуации.

«Основное в этой сфере деятельности – культура безопасного поведения как один из элементов общечеловеческой культуры. Например, пристегиваться за рулем – так же естественно, как чистить зубы по утрам. И школа может повлиять на формирование этой культуры и у детей, и у взрослых», – считает Шойгу.

Она добавила, что предмет ОБЖ должен стать простым, интересным и практико-ориентированным, ведь тот объем теоретического материала, который сегодня содержится в учебных программах, попросту отбивает у школьников желание учиться. На уроках нужно не только рассказывать детям о правилах поведения в той или иной ситуации, но и формировать элементарные практические навыки.

Руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева отметила, что сегодня необходимо воплотить концепцию ОБЖ в новых ФГОСах, обеспечить системный и поступательный характер обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе. Также приходится признать, что вопрос подготовки педагогов для преподавания ОБЖ не проработан, а та материально-техническая база, которая сегодня есть, без ее обновления не позволит использовать в полной мере новые технологии образования для формирования у детей культуры безопасного и здорового образа жизни.

«Мы предлагаем создать постоянно действующую рабочую группу при Министерстве просвещения РФ для совершенствования содержания учебного предмета ОБЖ и создания условий для его реализации. Члены рабочей группы могли бы разработать и предложить меры, необходимые для решения вопросов подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации, а также проводить мониторинг лучших практик дополнительного образования в области формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения в различных областях жизнедеятельности, способствовать их популяризации. При обучении детей основам безопасности жизнедеятельности должна быть сформирована единая комплексная система, включающая основное и дополнительное образование», – резюмировала Шмелева.


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: