Как провести веселый и запоминающийся урок?

ПедСовет

Создание эмоционального сценария — работа по задействованию определенных эмоций учеников — сделает ваши уроки более глубокими и запоминающимися.

Случалось ли вам после урока ловить себя на мысли: «Боже, что за урок! Все приходится из них тянуть. Я будто беседую со стеной. Ни у кого нет мотивации к учебе». Конечно, случалось. Каждый учитель хоть раз ловил себя на такой мысли.

Почему так происходит? И как нам избежать таких ситуаций? А главное, как нам сделать занятия интереснее и более отвечающими потребностям нашим и наших детей? Один из способов – задействуйте эмоции (но сознательно!).

Эмоциональные сценарии – приём, который предполагает умышленное создание у учеников различных эмоциональных состояний в зависимости от этапа урока. Можно сказать, это дополнительный слой в конспекте вашего урока. Эта техника добавляет к обычному плану, в котором прописаны только задания учителя и действия учеников, описания эмоциональных состояний, которые будут возникать у детей по ходу занятия.

Обращая внимание на эмоции, которые мы вызываем у учеников, мы сможем изменить скучные, неинтересные занятия в красочный и запоминающийся опыт.

Пример эмоционально сценария

Давайте посмотрим, как такой сценарий может значительно изменить уроки, не меняя их содержания. Представим, что ученикам необходимо сопоставить определенные даты с историческими фактами. Вот три способа представить им задание:

  1. Попросите их выполнить задание, пока вы будете проходить по классу и следить за их работой.
  2. Скажите: «На старт, внимание, марш!», включите секундомер и поставьте тревожную музыку.
  3. Попросите учеников закрыть глаза, включите медленную, медитативную музыку. Медленно отсчитайте от пяти до одного, затем попросите детей открыть глаза, взять в руки ручки и сопоставить факты с датами каждому в своем темпе. Попросите их отложить ручку в сторону, когда они закончат работу, и закрыть глаза. Глаза они смогут открыть, когда время на задание истечет (вы просигнализируете об этом, например, колокольчиком).

Наполнение задания во всех трех примерах осталось одинаковым, однако эмоциональный опыт совершенно различен. Каждое задание мы можем воспринимать по-разному в зависимости от окружения. Привнесение приема эмоциональных сценариев позволит нам контролировать эмоции, которые вызываем мы и наш урок у учеников.

Колесо эмоций

Прежде чем привносить эмоции в ход урока, нам необходимо ознакомиться с их видами и типами.  Для этого я обращаюсь к колесу эмоций Роберта Плутчика (представлено ниже).

wheel-of-emotions

Диаграмма Плутчика включает восемь главных эмоций: радость, приятие, ожидание, страх, удивление, печаль, неприязнь и злость – остальные эмоции складываются из их сочетания и интенсивности.

Планируете вы или нет, но одну или несколько из этих эмоций ваши ученики постоянно испытывают на ваших занятиях. Эмоциональные сценарии помогут вам выстроить определенную последовательность эмоций ваших детей по ходу урока.

Начните с одной эмоции

Для начала возьмите одну из базовых эмоций колеса и постарайтесь включить её в ваш урок. Приводим несколько примеров, как это можно реализовать на практике.

  • Удивление: перед тем, как начать изучение романа «Дубровский», один мой коллега попросил каждого ученика заглянуть под его стул. Там ученик находил запечатанный конверт. Коллега просил открыть конверты, там была небольшая записка, в которой было указано имя одного из героев книги. Так ученики начинали пристальней следить за судьбой своего героя в книге.
  • Неприязнь: после чтения о культурах, в которых люди едят насекомых, мой коллега устроил им вкусовой тест. Он попросил их закрыть глаза, взять из мешка насекомое и съесть его. В мешке на самом деле находились конфеты и мармелад. Но до того, как школьники поймут это, неприязнь возьмет свое и сделает урок незабываемым.
  • Ожидание: один учитель математики придумал такую загадку – он показывал детям видеозапись баскетбольного броска в корзину. Но он показывал полет мяча не полностью: он останавливал запись в тот момент, когда мяч находился в высшей точке. После этого он просил их математически рассчитать полет и ответить на вопрос: попадет мяч в корзину или нет.

Смешайте разные эмоции в одном уроке

Когда вы почувствуете себя уверенно в использовании базовых эмоций, можете начать экспериментировать и постараться прописать эмоциональный сценарий на весь урок. Например, я создал урок о бумажных самолетиках (англ.), он стал основой для преподавания линейных функций в восьмом классе.

На уроке ученики делают сначала бумажные самолетики по определенной схеме, затем они проверяют, как далеко может пролететь созданный ими самолетик. Сам факт, что на уроке математики можно делать и запускать бумажные самолетики, эмоционально вовлекает учеников.

Я объясняю схему построения самолетика, на этой основе ученикам надо рассчитать под каким углом запустить самолетик и как далеко он пролетит. Помимо эмоций ожидания (сбудутся ли их расчеты), ученики также соревнуются между собой – задействуются их страхи и опасения. А когда ученик запускает свой самолетик, и все начинает идти не так, как запланировано, подключается еще больше эмоций: удивление, злость, печаль и радость.

Поэтому не стоит забывать о важности эмоций на уроке и взять на вооружение этот новый интересный прием – эмоциональные сценарии.

Оригинал: edutopia


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: