Куда идёт караван?

Прямой диалог

Методист Елена Жоголева размышляет о путях развития российского образования.

В одном из обсуждений (вы можете познакомиться с ними на сайте социальной сети edu-family) мы уже вспоминали выражение о караване, который идет вперед к своему пункту назначения, ни на что не обращая внимания.

Сколько уже писем и обращений было от учителей в адрес Минпросвещения и Рособрнадзора по поводу всего того «нового», что происходило и происходит в образовании. Но караван идет…

В последние годы усилилось внимание к системе образования РФ: реформы, стандарты, качество работы учителей, компетенции учителей. Это вылилось в постоянные и обновляющиеся проверки и перестройки работы педагогов. Караван проверок начал свой путь.

Это привело к оттоку учителей-предметников, причем имеющих педагогическое образование – из школ. Дефицит учителей-профессионалов восполняется учителями, прошедшими переподготовку. Но и это не решает проблемы. Школы начинает лихорадить от кадрового голода. Педагоги просили начать диалог и поговорить с ними обо всех проблемах, в ответ получили тишину.

Минпросвещения: в ближайшие пять-семь лет школы ждет дефицит педагогических кадров

«Караван» двинулся дальше. Дошла очередь до директоров и их заместителей: сокращения и проверка компетенций. Все это нужно, но вопрос, своевременно ли?! Одна инициатива идет за другой, не давая даже прийти в себя коллективам педагогов от всех нововведений. Из одной крайности в другую! Учителей уже сокращали и оптимизировали не один раз. Результат известен. Теперь настала очередь заместителей директоров. Как всегда указания «сверху» без уточнения ситуаций, без индивидуального подхода. Как это будет реализовано в конкретных школах? Судя по предыдущему опыту, сократят всех подряд, наверное. Ведь Минпросвещения потребует отчет по сокращениям. Опять хочется спросить: «Может быть, поговорим о проблемах?» Но вот ответят ли?

Уже говорилось о глобальной занятости заместителей и директоров, в том числе и лавиной отчетности и реализацией всех реформ, нововведений и т.д. Кто будет этим заниматься, если заместителей сократят? О какой воспитательной работе — систематичной — можно будет говорить, если не будет тех, кто это организует и планирует? На кого переложат всю ту работу, которую ведут заместители директоров? Или этим будет заниматься директор? Или учителя? Куда еще нагружать учителей: им и так некогда работать! Ситуация обостряется при отсутствии диалога.

Ольга Васильева: нужно сокращать количество заместителей директора в школах

Но и это еще не все. «Караван» планирует свое движение дальше. На очереди новые проверки Рособрнадзора: «Обеспечение объективности процедур проведения ВПР и ГИА после 9 классов, оценка качества среднего профессионального образования, оценка эффективности воспитательной работы в школах, разработка методов оценки «мягких навыков», таких как креативность или умение работать в команде, создание центров аналитической работы с результатами всех оценочных процедур в образовании».

Идут проверки, осуществляется контроль да и только. Проверяется результаты деятельности школ, той самой для которой не созданы условия.

Может быть, пора начать другую проверку — проверить, что сделано для того, чтобы учителя могли всё свое рабочее время посвящать образованию детей?

Все ли ресурсы есть в КАЖДОЙ школе для того, чтобы добиться всех тех результатов, которые так требуют от учителей?

Одна реформа за другой, одни нововведения за другими. Идут проверки, планируются новые…

Так куда идет караван? И… не один ли он идет?

Фото: Валерий Звонарев


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: