Действующая модель аттестации предполагает только следующий рост педагога в профессии: соответствие должности, затем первая квалификационная. категория и последняя вершина квалификации — высшая квалификационная категория. Высшая квалификационная категория подтверждает статус ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО ПЕДАГОГА. Что это значит? Это педагог, который осуществляет стабильные положительные результаты обучающихся, вклад в повышение качества образования, участие в работе методических объединений, участие в профессиональных конкурсах. Через два года после вступления в силу документа «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Приказ от 7 апреля 2014 г. № 276) методисты и педагоги заговорили о том, что этого недостаточно, нужно менять систему аттестации. А затем уже появились сообщения от Министерства образования РФ о том, что система аттестации изменится, что появятся в образовательных организациях новые должности – учитель-методист и учитель-наставник.
Для системы образования последних тридцати лет – это фигуры новые и значимые. Методическая работа за указанный период практически развалилась или, точнее, трансформировалась в службу подготовки и отправки документов, отчетов и другой документации образовательных организаций. Были утрачены традиции наставничества, культивируемые советской школой. Молодые учителя, приходящие в школы, оказываются лицом к лицу с системой практической педагогической деятельности, с которой они знакомы только в теории. Поэтому появление учителей – методистов и учителей – наставников в современной школе решило бы многие проблемы. Достаточно посмотреть перечень направлений их деятельности: оказывает методическую поддержку педагогам, помогает устранять методические затруднения, посещает уроки, помогает планировать учебные занятия, сопровождает молодых учителей, помогает закрепиться в профессии, помогает молодому учителю подготовиться к аттестации, руководит педагогической практикой студентов. Конечно, школы уже начали возрождение методической работы, но этот процесс займет определенное количество времени, а помощь молодым учителям нужна «вчера».
Хотелось бы сказать и о другом: наставничество нужно не только в модели «опытный учитель – наставник — молодой педагог», наставничество востребовано и в модели «ученик — наставник – ученик». Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, найти мотив подтянуть учебу, найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор, и человек, в чей реальный опыт успеха веришь. Модель наставничества «учитель –ученик» тоже востребована в образовательных организациях. Одновременно происходит обогащение педагогического наставничества в отношении обучающихся общеобразовательных организаций в таких формах, как тьюторство, коллективное взаимодействие старших и младших школьников (содружество, шефство), волонтерство и добровольчество. Лишнее подтверждение этому появление следующего документа Министерства просвещения РФ «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», где описаны все эти модели и даны методические рекомендации по их реализации в образовательных организациях. Что же мешает вхождению педагогов в программы наставничества?
Прошло уже шесть лет, но пока приказа об утверждении нового порядка аттестации не появилось, как и новых квалификационных категорий «учитель – методист» и «учитель – наставник». Это не мешает педагогам заниматься методической работой и наставничеством. Выполняют эту работу за счет часов внеурочной деятельности, реализации классного руководства, оплата за которую осуществляется за уже взаимодействие с детьми, но не за реально потраченные силы и время. А молодые педагоги, по- прежнему, остаются за бортом методической, организационной помощи. В лучшем случае кому – то из опытных педагогов будет « назначена» такая деятельность и выделены оплата за счет стимулирующих выплат. Но это все хаотично, эпизодично, точечно.
Проблема еще и в другом – у современного учителя нет времени на интеграцию в программу наставничества. О глобальной занятости учителя говорят давно. Но реализация программы наставничества и осуществление наставничества требует времени и немалого –около 9 часов в неделю обещано было педагогам, которые выберут аттестацию на установление соответствия квалификации «учитель – наставник». Если бы такая квалификация существовала, то тогда было бы и время заниматься наставничеством. А что имеют опытные учителя сегодня за такую трудоемкую работу? Отсутствие какого-либо статуса, не регламентированную оплату (в лучшем варианте от случая к случаю), в трудовом договоре никак не отражается этот вид деятельности! Мотивирует ли это современного педагога заниматься наставничеством?