15 ноября 2019 материалы экспертизы РАО были направлены в Министерство просвещения РФ. Опасаясь, что письмо будет проигнорировано министерством, член СПЧ Александр Асмолов выложил выложил скан письма в сеть. Теперь ознакомиться с ним могут все работники образования.
О независимой экспертизе проектов ФГОС начального общего образования и основного общего образования
В соответствии с письмом «О независимой экспертизе проектов ФГОС начального общего и основного общего образования» за подписью первого заместителя министра просвещения Российской Федерации П.С. Зеньковича от 1 ноября 2019 года № ПЗ-1204/04 (далее – письмо о независимой экспертизе), поступившим в РАО 5 ноября 2019 года, Российская академия образования провела независимую экспертизу проектов Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (далее – проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО).
К письму о независимой экспертизе на электронном носителе прилагались: проект ФГОС НОО на 118 страницах; проект ФГОС ООО на 250 страницах; форма экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. № 113 на 13 страницах. Мы были вынуждены обратить внимание Министерства просвещения Российской Федерации на то, что в предложенной форме экспертного заключения не отражены требования постановления правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» о необходимости проведения независимой экспертизы проекта стандарта общего образования в части его научного обоснования, с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Для проведения независимой экспертизы проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО был создан Совет Российской академии образования по экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов (далее – Совет). В рамках Совета работали пять комиссий и 17 рабочих групп.
Учитывая особую важность работы по подготовке проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО для дальнейшего научно-технологического развития страны, члены Академии неоднократно рассматривали и обсуждали их в экспертных сообществах, на заседаниях отделений и президиума РАО, в том числе с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей научного, педагогического и родительского сообществ. В целом более 300 авторитетных экспертов, в том числе 39 академиков РАО, 57 членов-корреспондентов РАО, 12 профессоров РАО и три академика РАН и РАХ приняли участие в экспертизе проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО на специально организованных площадках для обсуждения и в личных кабинетах на сайте Российской академии образования. В обсуждении проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО участвовали эксперты 32 научных центров РАО, работающих в 28 субъектах федерации в восьми федеральных округах Российской Федерации.
Рассмотрев проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО и обобщив предложения экспертов, Совет отметил, что проекты:
- опираются на неясную методологическую и научно-методическую основу, не отвечающую вызовам эпохи современных технологических и социальных инноваций, что порождает ряд возможных рисков с целеполаганием документа и успешности реализации заявленных целей;
- не определяют в необходимом объеме задачи психологопедагогического сопровождения ценностно-смыслового и духовнонравственного развития обучающихся;
- не раскрывают понимание и механизмы того, как они будут способствовать обеспечению единого образовательного пространства страны;
- не учитывают в необходимом объеме положение поручения президента РФ Пр-209 от 8 февраля 2017 года по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс;
- излишне детализируют требования к материально-техническим условиям, необходимым для реализации образовательных программ;
- не содержат полнообъемных требований к созданию в школах безопасной эффективной цифровой образовательной среды;
- декларируют возможность, но не предлагают механизмы построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития в различных условиях обучения;
- не предлагают способов позитивной социализации обучающихся, профилактики и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей и подростков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая проведение мониторинга здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам излагают крайне формально;
- в необходимом объеме не предусматривают профилактику эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогов;
- включают изменения, которые могут повлечь за собой существенное увеличение бюджетного финансирования, что не подкреплено необходимыми расчетами;
- больше ориентированы на процедуры контроля учащихся и образовательных организаций, чем на создание благоприятной ситуации интеллектуального и личностного развития учащихся;
- не в полной мере учитывают положения Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации.
Рассмотрев проекты ФГОС НОО и ООО и обобщив оценки экспертов, Совет Российской академии образования по экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом более 500 существенных замечаний к проектам, принял следующие решения:
- Отметить большую работу, проделанную разработчиками при подготовке проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Признать, что проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует существенной переработки с дополнительным привлечением ведущих экспертов с последующим повторным обсуждением проекта ФГОС НОО.
- Признать, что проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования требует существенной переработки с дополнительным привлечением ведущих экспертов с последующим повторным обсуждением проекта ФГОС ООО.
Российская академия образования считает крайне важным продолжить работу по совершенствованию ФГОС НОО и ФГОС ООО и готова научно и научно-методически поддержать эту деятельность.
[mailerlite_form form_id=4]