Анализируя данные о подписках 4445 российских студентов с открытыми профилями, исследователи использовали NLP-анализатор — инструмент искусственного интеллекта, который обрабатывает текст и определяет уровень сложности, тематику и эмоциональную окраску контента. На основе этих данных были построены персональные цифровые профили, отражающие интересы каждого участника.
Оказалось, что студенты с высокой успеваемостью чаще всего подписаны на научные, образовательные и аналитические ресурсы. При этом интересно, что увлечённость такими неочевидными темами, как искусство или путешествия, также коррелирует с хорошей учёбой.
«Некоторые результаты нас удивили. Например, что студенты, увлекающиеся искусством или путешествиями, показывают отличную успеваемость. Эти увлечения не мешают учебе. Наоборот, они, похоже, помогают учиться лучше. А активное взаимодействие с сообществами, связанными с подработками, – маркер невысокой успеваемости, что вполне объяснимое», — признался Сергей Горшков, аспирант факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
В свою очередь, студенты с более низкими академическими результатами чаще выбирали мемы, музыку, видеоигры и особенно — паблики, связанные с поиском подработок. По словам авторов исследования, последнее закономерно: если человек тратит много времени на поиск дополнительного заработка, это может влиять на учебу.
Исследователи уточнили, что их работа попутно напоминает всем людям о необходимости цифровой гигиены и своем праве на приватность в интернете.
По словам заведующего лабораторией моделей и методов вычислительной прагматики НИУ ВШЭ Дмитрия Игнатова, даже при оформлении банковского счета или SIM-карты можно ненароком согласиться на сбор данных из соцсетей, привязанных к номеру телефона. Эти данные могут использоваться для создания цифровых портретов, в том числе и в образовательной сфере.