Часть тем и заданий первого года обучения на подготовительном отделении посвящена рисованию головы человека. Первое задание – это портрет сказочного героя: Мальвина, Незнайка, Белоснежка и т.д. Обучение рисованию с детьми младшего школьного возраста включает в себя два обязательных компонента: развитие знаний о пропорциях и обучение изображению. Поэтому занятие начинается с наблюдения и изучения, а в качестве объекта выступают все присутствующие. Последовательность следующая:
- Обучение компоновке и изучение особенностей формы головы происходит в форме беседы. Спрашиваю, где лучше расположить портрет на листе, какого размера. На доске предлагаю различные варианты, дети указывают недостатки нарисованных композиций и ищут способы улучшить компоновку. Выясняем, симметрична ли голова человека, проводим ось симметрии.
- Следующий этап – линия глаз. На примере присутствующих, и разобрав намеренные ошибки учителя на доске, дети убеждаются что линия глаз делит высоту головы на две равные части.
- Отрисовываем части лица. Сначала проговариваю и показываю на доске место положения, пропорции и последовательность изображения каждой части лица, прохожу по классу и, если необходимо, предлагаю изменить рисунок к лучшему.
- Теперь – «индивидуальные особенности» портретируемого. Дети самостоятельно дополняют работу характерными, для выбранного сказочного героя деталями.
- Работа в материале. На первом занятии по портрету – это цветные карандаши. Материал знакомый, и позволяющий выполнить тонкую детальную работу.
- Подведение итогов – чему научились, что узнали, и предлагаю детям проанализировать свои творения. Творчество – это всегда радость и «территория открытий», поэтому важно не использовать таких слов, как «нельзя», «плохо получилось», «некрасиво». Доброжелательная, доверительная обстановка необходимое условие в творческом сотрудничестве педагога и ученика.
Следующие занятия – повторение и закрепление изученного. Очевидно, что за одно занятие невозможно научиться рисовать портрет. Предлагаю детям следующие темы для практики: «Портрет друга», «Автопортрет», «Портрет мамы». Эти работы также выполняются сначала графитным карандашом в качестве подготовительного рисунка, затем цветными карандашами.
«Портрет героя Великой Отечественной Войны» — завершающая тема по портрету в первый год обучения. Детское творчество всегда очень эмоционально, рисунок для ребёнка — это способ поделиться своими впечатлениями, рассказать свою историю. Очень важно обеспечить ребёнка этими впечатлениями, поэтому к этому занятию предлагаю родителям выполнить с детьми «домашнее задание»: узнать о родных и близких, участвовавших в боевых действиях, где воевали, какие награды у них имеются, и за что они получены. Дети, выполнившие с помощью родителей, «домашнее задание» намного активнее работают, их работы интереснее и эмоциональнее, ведь ребёнок рисует близкого, которым гордится вся его семья, рисует человека значимого для всей нашей Родины, портрет Героя. Хороший рисунок, в свою очередь, является дополнительным стимулом в обучении.
Основные этапы работы дети выполняют самостоятельно. Новым изучаемым материалом является следующее: — как показать возраст; форма в зависимости от рода войск; награды.
В этой композиции применяется, также новая техника – работа гуашью, что с одной стороны сложнее, так как мелкие детали трудно выполнять кистью, с другой стороны, портрет получается ярче, выразительнее.
В дальнейшем, портрет используется как часть многофигурной и разноплановой композиции, в иллюстрации сказок, произведений русских писателей, сюжетных, исторических композициях. Кроме того, изучается изображение портрета в профиль и три четверти.
При планировании занятий необходимо принимать во внимание:
- эмоционально-интеллектуальный уровень учащихся;
- отбор содержания должен быть направлен на формирование способов рисования пригодных для изображения многих похожих объектов;
- последовательность в освоении умений и навыков, и повторение похожих заданий при их одновременном усложнении, увеличении самостоятельности, творческой активности.
Таким образом, все занятия подчинены общей цели – развитию определённых навыков для решения творческих задач: сначала дети знакомятся с новым материалом, затем закрепляют знания и изучают вариативность использования.
Фото: Центр развития «Паллада»
[mailerlite_form form_id=4]