Улучшаем отношения с учениками и их родителями

Прямой диалог

Как построить хорошие отношения с учениками и повысить собственную мотивацию к работе? Опытом делиться учитель средних классов.

Высокие требования к учителям и большая нагрузка на работе часто становятся причинами, по которым мы забываем о том, почему мы вообще пришли в профессию: об учениках. Каждый школьник уникален и заслуживает внимания и любви от педагога. Я решила попробовать сообщать об успехах учеников их семьям – это позволило мне сосредоточить внимание на успехах детей.
Учителя обязаны звонить родителям, если школьник плохо успевает или плохо себя ведет в классе. Но ваша работа изменится (как изменилась и моя), если вы сосредоточитесь на позитивных, а не негативных моментах деятельности школьников.

Устанавливаем контакт

В начале каждого учебного года я завожу классный журнал не только для оценок, но и для общения с семьями – в ячейках перед каждой фамилией я записываю даты, когда я связываюсь с родителями учеников (посредством электронной почты, личных встреч или телефонных звонков) и причину контакта. В течение года я вношу все звонки в журнал, моя цель – чтобы каждая семья хотя бы раз получила от меня позитивную весть о своем ребенке.

В течение двух недель с начала года я сначала связываюсь с семьями-новичками в классе. У таких семей высок уровень тревожности: они переживают, сможет ли их ребенок быстро адаптироваться к новому окружению. Поэтому им будет важно услышать от педагога, что дела идут хорошо, а их ребенка ждет интересный и приятный учебный год. Также сообщите им, что будете рады ответить на любые их вопросы в будущем.

В течение года я ставлю новые цели: в прошлом году моей целью было связаться с половиной семей моего класса с позитивными новостями до конца ноября. В этом году я ставлю перед собой цель связаться с каждой семьей с хорошими вестями до конца января.

Позитивные моменты

Практику сообщать семьям позитивные новости я начала на второй год работы, когда количество сообщений с негативными моментами, которые я рассылала каждый месяц, стало перевешивать мой оптимизм и веру в свои силы. Я поняла, если буду посылать позитивные сообщения вместе с замечаниями, это позволит мне сфокусироваться на лучших качествах детей и их успехах.
Спустя годы я стараюсь больше отправлять писем с позитивными сообщениями и высылаю задолго до писем с замечаниями, чтобы у родителей могла сформироваться хорошая картина об учебе и успехах их ребенка.

Проще всего говорить с семьями отличников — их успехи очевидны: они исключительно хороши на контрольных, отлично пишут сочинения. Но похвалить ученика можно не только за оценки, похвала может касаться мягких навыков (soft skills) ученика: он хорошо разрешает конфликты в классе, поддерживает отстающих или одиноких учеников. Поведение тоже может быть причиной похвалы: если ученик всегда готов к уроку, опрятно выглядит, регулярно выполняет домашнюю работу и с энтузиазмом приступает к работе.

Важно, чтобы каждый ребенок и каждая семья получила своё положительное сообщение. Чтобы быть уверенной в этом, я отмечаю ячейки в журнале общения с семьями определенными цветами. Позже, когда я открою журнал, я смогу сразу увидеть, кто недавно получил порцию позитива, а кто не видел позитивных моментов уже две-три недели после письма с замечаниями. Тогда я уделяю больше внимания последним, чтобы отметить их позитивный вклад и отправить приятное сообщение семье.

Замечаем каждого ученика

В чем фишка соей практики? Для ее реализации необходимо поставить во главу угла ученика, а не программу, администрацию, родителей или чиновников. Чтобы регулярно отмечать успехи детей, необходимо больше за ними наблюдать. В первую очередь я отмечаю самых «видных» учеников – отличников и прилежных, дисциплинированных. Затем каждую неделю я сверяюсь с журналом – я начинаю больше внимания обращать на детей, с чьими семьями я еще не контактировала.

Если общаться с детьми «по-старому», то чаще всего вы будете общаться с семьями, дети которых плохо себя ведут или плохо успевают – так они требуют к себе внимания. А те, кто отлично выполняет свою работу и стремятся к новым достижениям, остаются за пределами внимания педагога. Мой подход позволяет справиться с этим дисбалансом.

Что в результате? Мне удалось построить позитивные отношения между семьями и школой. Родители ценят мои сообщения не только за то, что больше узнают о школьной жизни детей, также они видят, что их ребенку уделяется должное внимание. Они знают, что есть учителя, которым важны не только следование стандартам, оценки и контрольные, их интересуют сами личности своих учеников. Такое знание дает кредит доверия школе и помогает в построении взаимоотношений между двумя самыми важными партиями в образовании: семьей и школой.

Оригинал: edutopia


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: