Большинство школьников уверены: знание иностранного языка будет необходимо для успешной карьеры. По данным опроса, проведенного исследователями онлайн-школы Skysmart, так считают 87% учеников. Причем 60% очень хотели бы учить язык в школе, но не на базовом уровне, а углубленно: иметь больше часов, практики, факультативов и возможностей ходить в школьные языковые клубы, пишет «Российская газета».
По данным исследования, каждый пятый школьник изучает иностранный язык платно, средства на это выделяют родители. Треть школьников ответили, что учить язык — их собственный выбор, родители не «давят» в этом вопросе.
Самостоятельно, вне школы языком занимается почти каждый второй ученик.
«Роль английского языка как универсального международного средства коммуникации сильно возрастает, — отмечают эксперты в исследовании. — Но если преподавать язык только для того, чтобы ребята сдали ЕГЭ, то интерес к нему вряд ли будет высоким, а тем более «прикладным». Педагог сам должен быть частью международного сообщества: общаться с коллегами из других стран, выезжать за рубеж, если это возможно, интересоваться культурой. А для этого нужны условия и комплексная поддержка государства: развитие международного туризма в стране, привлечение иностранных студентов, стажировки, обмен опытом».
Хочется по пунктам изложить свое видение проблем по этой теме и сразу спросить у коллег: А у вас так же?
— масса школьных педагогов имеет низкий уровень подготовки и знаний иностранных языков, поэтому могут общаться только на самые простые разговорные темы,
— потому что в языковых вузах их учат не говорить на языке свободно, а изучать массу других предметов, которые отнимают время и практически бесполезны (напр. История языка — англ яз средних веков — зачем?)
— по массе этих предметов в вузах не зачеты, а экзамены, а подготовка к ним отнимает массу времени…
— отсутствие языковой практики с носителями языка (единицы могут себе это позволить). Вы скажете, можно по Скайпе и т.п. общаться. Но по сравнению с живым общением в самых разных жизненных ситуациях и на протяжении хотя бы двух-трех месяцев, эти занятия по Скайпе — ничто.
Это кратко о некоторых проблемах педагогов.
ТЕПЕРЬ о проблемах в школе:
— ваш кабинет полностью оборудован? Есть хотя бы проектор и экран? Проектор подключен к компьютеру и вы можете запускать «живые» презентации, по которым удобнее и эффективнее учить языку, чем имея просто маркерную доску или рабочую тетрадь к учебнику.
— задания по модулям учебника даете из рабочей тетради? А в интернете на них есть ГДЗ? Тогда никто из учеников сам эти задания выполнять не будет — просто спишут и все.
— А какая у вас нагрузка при таком обеспечении вашего кабинета? А 28-30 часов ПЛЮС Внеурочка или ДПО еще 2 часа?
— Сколько времени вы проводите за компьютером при такой нагрузке?
— А еще заполнения журналов, проверки контрольных, тестов…
— еще подготовки открытых уроков…
— еще группы по 24 ученика из которых хотят заниматься только 2 или 3…
И это тоже еще не все… сами знаете, что можно еще дописать.
О каком углубленном изучении предмета можно говорить в таких условиях?
Я ОЧЕНЬ хочу учить ребят углубленно. Но для этого должны быть условия. И нежелающих учить язык нужно освобождать от этих занятий — они будут всем только мешать…