Общаюсь с родителями новеньких школьников – первоклассников. Интересно слушать первые впечатления о школе.
Все мы родом из детства…
Пятый рассказ начинается словами: «Нам очень повезло с учителем».
Что бы там не говорили про современные технологии, но личность учителя всегда играет решающую роль.
И выбор по сути происходит не школы, а учителя. И очень часто наступает разочарование в первые же месяцы: выбрали одну из лучших школ, а не повезло с учителем.
Что считается у родителей «повезло» с учителем?
Портрет учителя начальных классов, который сформировался на основании рассказов родителей и детей (была удивлена, если честно):
Учитель опытный, немолодой, что называется «старой закалки», требовательный, строгий.
Ни один из знакомых родителей не хочет, чтобы ребёнок учился у молодого педагога, больше доверия к солидному возрасту и стажу. Нравится учитель, который не приветствует новаторство (не нужно экспериментировать на наших детях).
Родители не ждут каких-то сверх результатов от обучения в начальной школе, но хотят, чтобы ребёнок стал успешным.
Чем ответственнее родители, тем больше консерватизма в ожиданиях от учителя и школы.
Главное, чтобы сформировали у ребёнка понимание, что школа это – учеба и труд, а не постоянное веселье и игра. Ожидания связаны с тем, что ребёнок научится ответственно относится к деятельности, учебе.
А вообще удивительное разнообразие у разных родителей в ожиданиях от одной школы.
Как реагируют первоклашки?
Очень серьезно и ответственно. Характерные фразы: «мне нужно сделать», «мне важно не забыть», «главное, чтобы мы успели». Школа – это важно.
Есть ли место играм?
«Мы играем на переменах и на уроках. Но это у нас разные игры. На уроках игры про уроки, а на переменах просто баловство».
Какова роль родителей в этой важной деятельности школьника и кто ее формирует?
«Мама, я сделаю, а ты посмотри, посиди рядом.
Давай делать вместе, но я буду делать, а ты будешь советы давать.
Понимаешь, если ты вместо меня сделаешь, это конечно будет быстрее и красивее. Но все же сразу поймут, что это ты сделала. И решат, что я сам не умею».
Самое сложное, переломить типичные для начальной школы соревнования родителей «кто лучше лепит, клеит, рисует» и завышенные ожидания в отношении собственного ребёнка.
По сути противоречие: с одной стороны родители хотят, чтобы ребёнок стал ответственным, сам учился. А с другой – репетироры и родительские соревнования.
При этом нет четко сформулированных ожиданий (чтобы был не хуже других), нет конкретной цели обучения в школе (просто нужно ходить в школу, все же ходят. А ещё, чтобы подготовиться в институт, к экзаменам, к жизни. Не задумываясь часто, что школа – это целых 11 лет прекрасной жизни).
Для этого и нужна опытная учительница: она как будто сама знает, что нужно от школы детям и родителям, сама разберётся и цели поставит. Вот только вряд ли каждому свою.
Мы часто не знаем, чего хотим от школы, и чувствуем разочарование от несовпадения желаний и реальности.
Автор — Наталия Киселёва, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, учитель математики и информатики с 27-летним стажем, запись.