Как научить детей понимать прочитанное?

ПедСовет

Задания по тексту помогут научить ребенка анализировать и интерпретировать тексты, которые они читают. Так школьники обучатся вдумчивому чтению.

Понимать прочитанное – важный навык, который пригодится не только при обучении в школе, но и во всей жизни. С другой стороны, школьники, которые не понимают тексты, могут и вовсе выпасть из образовательного процесса. Грамотно составленные задания по тексту помогают школьнику найти общий язык с содержанием.

Успешные школьники-читатели хорошо взаимодействуют с материалом. Стратегия под названием «Остановись и подумай» позволяет учителям усилить задания по тексту и выработать четкие критерии оценивания навыка чтения у школьников. Когда к чтению прибавляются четко сформулированные вопросы, уровень вовлечения и понимания текста у ученика повышается.

Создаем задание

Все начинается с того, что я читаю текст и делаю заметки прямо на полях. Это могут быть впечатления от отрывка или мнение об определенной сцене. Это могут быть более сложные вопросы, если дальше я найду взаимосвязи между сценами текста. Позже эти заметки я использую, чтобы создать задания для своих учеников. Рядом с заданием я делаю ссылку на фрагмент из текста, к которому оно относится. Место задания обуславливается его целью. Например, если ученики должны делать предположения по ходу чтения, то задание стоит поставить перед началом текста. Чтобы сделать задания более заметными, я делаю заголовок «Остановись и подумай» над каждым вопросом.

Ответы школьников покажут, насколько хорошо они понимают текст. Ответы можно использовать, чтобы формально или неформально оценить ребенка. Важно также анализировать ответы, чтобы делать задания понятнее и интереснее для детей.

Дифференцированная оценка и инструкция по работе с текстом

Стратегия «Остановись и подумай» позволяет создавать различные типы заданий: некоторые из них будут требовать от школьников делать предположения, другие – задавать собственные вопросы. При подготовке заданий рассмотрите следующее:

  • Кто ваши ученики? Есть ли среди них те, кто плохо читает и плохо понимает тексты? Какие предметы больше всего нравятся им в обучении, и как это можно использовать при подготовке задания? Например, кому-то из учеников проще будет проиллюстрировать текст, чем записать письменный ответ;
  • Что мешает им лучше понимать тексты? Каких навыков им не хватает? Какие следует больше практиковать?
  • Какими навыками должны обладать школьники по школьным стандартам?

При подготовке заданий нужно учитывать и сам язык – это позволит сделать задания более персональными. Например, задания по литературе для математического класса должны быть написаны одним языком, а для гуманитарного – совершенно иным. Учитывайте особенности своих учеников!

Где размещать задания? От этого будет зависеть цель обучения и то, какие именно навыки мы будем улучшать. Например, учитель может попросить сделать предположение о содержании текста только по заголовку (задание располагается прямо под заголовком). Задания на пересказ и размышление лучше располагать сразу под нужной сценой. Именно такое «распрыскивание» заданий в тексте поможет школьникам быть вовлеченными в работу с текстом и развить навыки активного чтения.

Задания «Остановись и подумай» вовлекают школьников в изучение текста: они требуют глубокого погружения в содержание. Вместо того, чтобы просто пробежаться по строчкам, школьники должны интерпретировать и анализировать его содержание.

По ту сторону бумаги

Стратегию «Остановись и подумай» можно использовать и при работе с современными технологиями. Если ваши ученики используют программы вроде Google Docs для работы с текстом, вы сможете направлять им тексты для прочтения с уже встроенными в них заданиями. Школьники же, в свою очередь, смогут оставлять свои ответы в этом же файле.

Эта стратегия может быть использована в любом классе и при работе с любым содержанием. К любому тексту учитель сможет подготовить задания, которые позволят определить и развить навыки понимания содержимого текста. Пусть ваши ученики объяснят ход своих мыслей при решении математической задачи или при проведении химического опыта – это приведет к большему вовлечению в предмет.

Когда мы развиваем навыки активного чтения, мы еще больше вовлекаем школьников в изучение текста. Стратегия «Остановись и подумай» позволит учителям создать целенаправленные задания на чтение и понимание текста, которые в дальнейшем улучшат успеваемость и ученика и повысят качество его образования.

Хотите научить своих учеников лучше понимать текст? Записывайтесь на курсы для педагогов по формированию навыков смыслового чтения образовательного центра «Мой университет» — «Организация смыслового чтения на современном уроке» и «Формирование метапредметных УУД. Смысловое чтение и работа с текстом».

Оригинал: edutopia


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: