Как научить детей самоконтролю

ПедСовет

Умение концентрироваться, контролировать эмоции и справляться с вызовами – ключевые навыки для успешной жизни в школе и за её пределами.

Многие ученики приходят в школы с различными психологическими и учебными проблемами: дефицит внимания, плохой опыт обучения или психологические травмы, которые плохо сказываются на их успеваемости и способностях к самоконтролю. Таким детям тяжело фокусироваться и надолго задерживать свое внимание, держать при себе свои эмоции, адаптироваться под новые условия и справляться с разочарованием, которое появляется при общении со сверстниками и обучении.

Все это делает почти невозможным выполнение заданий в классе. Поэтому прежде, чем загружать таких детей учебой, стоит поработать над развитием у них навыков самоконтроля.

Конечно, развитие таких навыков вызовет затруднения у учителей (а тем более молодых специалистов), поэтому предлагаю здесь несколько готовых рецептов. По крайней мере, они были очень полезны для меня.

Подготовьте все необходимое для обучения самоконтролю

Как обустроить свой класс и к каким методикам обучения прибегнуть?

  • Создайте позитивную среду: класс должен быть для детей безопасным местом, где подчеркиваются сильные стороны каждого ученика. Если возникнет проблема с поведением, не спешите принимать это на свой счет и отчитывать провинившегося перед всем классом. Вместо этого понаблюдайте, почему такое поведение вообще возникает. А после того, как ребенок успокоится, расскажите о том, что так поступать не стоит, не переходя на личность ребенка.
  • Объясните четко, что требуется от ребенка: различные планы, календарики и в целом рутина помогает детям четче осознавать, чего от него ждут и чего он может достичь. Все это также поможет создать благоприятную атмосферу в классе.
  • Расскажите о методиках обучения детям: часто учителя сосредоточены исключительно на материалах урока. Однако для успешного обучения детям нужен не только контент, но и навыки организации материала, управлением собственным временем, фокусировка на задании, функциональное чтение и постоянное повторение пройденного. Научите детей всем этим методикам, и вы получите более независимых учеников, способных самостоятельно планировать сове образование.

Разбейте все задания на отдельные «кирпичики»

Иногда задания могут показаться детям трудными, тогда они начинают постоянно отвлекаться или вовсе отказываются выполнять задание. Такому поведению дети учатся с самых ранних лет: капризы помогали им раньше избежать трудной работы и не выглядеть «глупыми» в глазах сверстников. Дети считают, что во всем виноват учитель, который заставляет доделывать неинтересное задание, а не их неспособность его выполнить.

Давайте сделаем задания для них легче: для этого надо разбить сложное задание на несколько более простых. Чтобы эффективно применить эту тактику, вам необходимо точно знать образовательный уровень каждого ученика. Методика основана на идеях «зоны ближайшего развития» Выготского – различении, что ребенок может выполнить самостоятельно и что они смогут познать сами при консультации учителя.

Такая подача заданий позволит ребенку двигаться логически в своем темпе в развитии знания по предмету. Если у ребенка возникают трудности, сделайте перерыв, пересмотрите его знания и скорректируйте задание в соответствии с его способностями.

Обсуждайте и рефлексируйте

Чтобы дети смогли изменить свое поведение, им необходимо давать объективную, беспристрастную обратную связь. Если у ребенка плохо получается меняться, выберите свободное время, чтобы поговорить с ним. Обсудите, что пошло не так, почему так случилось и как можно будет справиться с подобной ситуацией в следующий раз. Такие консультации позволят расширить спектр поведенческих норм у ребенка, а также научат его задавать себе подобные вопросы и, таким образом, контролировать свои эмоции.

Если ваши ученики уже знакомы с такими консультациями, дайте им шанс перенести свои мысли и эмоции на бумагу перед разговором с учителем. Рефлексия позволит детям стать более внимательными: вместо обычной эмоциональной реакции, они смогут управлять эмоциями, осознавая свои чувства до того, как они оформятся в импульсивное действие.

Практикуйте с детьми уместное поведение

Лучше всего ученики учатся, когда вы на своем примере показываете, как поступать правильно. Если у детей нет хороших примеров в жизни, учитель может показать им, что такое хорошее поведение через ролевые игры или групповые обсуждения.

Давайте детям время попробовать новые поведенческие модели в классе: разбивайте их на более мелкие действия подобно заданиям на уроке. Для начала, например, я давал визуальные или звуковые сигналы (мигание светом или хлопки в ладони), чтобы дети могли понять: они переходят черту и сейчас должны вернуться на место и сидеть спокойно. Потом я стал давать такие сигналы при посторонних шумах на местах и так далее, пока в итоге класс не стал сидеть на уроке спокойно и слушать все мои задания и инструкции к ним.

Не стоит мыслить лишь категориями «плохое» и «хорошее», когда мы говорим о поведении. Объективный подход к нему позволил мне помочь детям воспитать в себе навыки самоконтроля.

Некоторые дети приходят в школу без единого навыка самоконтроля, который так необходим, чтобы преуспеть в жизни. Поэтому наша задача как учителей научить их всем этим необходимым навыкам.

Оригинал: edutopia


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: