Как решить проблему травли учителей в России?

Прямой диалог

Недавно в Петербурге эксперты-психологи и педагоги обсудили пути решения одной из важных проблем современного российского образования — буллинг против учителя. Каков выход?

Между прочим, по статистике НИУ ВШЭ, порядка 70% учителей в нашей стране сталкиваются с травлей со стороны своих учеников. Знаете, сколько школьников сталкиваются с травлей? Около 30%, по данным того же НИУ ВШЭ! По недоброй традиции, сложившейся в последние годы, на проблемы учителей принято не обращать внимания, вся борьба с буллингом крутиться вокруг детей. А учителя, кстати, считаются еще и одной из причин травли детей! Одна ответственность и никакой поддержки!

В чем выражается травля?

Учителей прямо на уроке дразнят, игнорируют, им придумывают обидные клички, распускаю слухи, некоторые ученики стремятся специально нарушать дисциплину и срывать уроки, многие рады показать ненужность предмета и знаний, которые передает учитель. А самый любимы вид «наказаний» для учителей — жалобы родителям и директорам по надуманному поводу.

Как же мы можем бороться с травлей (или буллингом) учителей?

Во-первых, давайте признаем существование проблемы.

Во-вторых, нам нужно признать, что учителя НЕ ВИНОВАТЫ в том, что становятся жертвой буллинга.

В-третьих, чтобы успешно бороться с буллингом против учителей (и против детей), необходимо избавить учителей от излишней нагрузки и дать им механизмы защиты. Что именно стоит сделать?

  • Повысить зарплату до средней по региону за СТАВКУ в 18 часов и сделать эту часть окладной, в премию включать всю дополнительную работу педагога. Такая мера позволит снять нервное напряжение и качественнее готовиться к урокам;
  • Снизить отчетность для педагогов. Учитель должен заполнять только те бумаги, которые непосредственно относятся к его работе — журнал, дневники и рабочие программы. Всем остальным пусть занимаются чиновники.
  • Уменьшить количество детей в классе до 12-15. Не может быть хорошей дисциплины и высоких результатов и индивидуального подхода к учащемуся в классе из 25-35 человек;
  • Позволить учителям ставить «двойки», оставлять ученика на второй год, отказываться от него. Честно будет сделать и обратное — разрешить детям отказываться от учителей, которые плохо к ним относятся / плохо преподают предмет. Это и станет неплохим защитным механизмом;
  • Вернуть в школы психологов для учеников и для учителей. Это необходимо, чтобы ни один конфликт не пускался на самотек. Каждая ситуация должна обсуждаться с психологом и родителями.

Позже один из читателей дополнил нашу статью своими предложениями, которые показались нам интересными.

  1. Для начала надо чётко определить и донести до всего общества, что заказчиком образования является государство, а не родители. Т.е. никаких «образовательных услуг населению». Это не услуги населению, а производство сознательных, образованных и самоуправляемых граждан государства. И что школьный учитель — важный государственный чиновник, находящийся под защитой государства. Оскорбление учителя во время учебного процесса = оскорблению представителя власти при исполнении им должностных обязанностей. Нападение на учителя = нападению на полицейского. См. УК РФ Директор школы по статусу должен быть приравнен к депутату Госдумы.
  2. Родители не имеют права предъявлять претензии непосредственно учителю — только в установленном порядке жаловаться администрации школы и только после этого в вышестоящие инстанции. Выяснять же отношения в духе, как это принято у некоторых современных родителей — должно быть категорически запрещено. Обсуждение родителями учителей в присутствии детей недопустимо. Такие проступки при достоверном выявлении должны административно преследоваться.
  3. Учитель вправе в любой момент удалять недисциплинированного ученика из класса, а дирекция должна иметь право отстранять плохого ученика от учёбы на внушительный срок. Право администрации на оставление плохого ученика на второй год (сколь угодно раз) и на исключение из школы не обсуждается.
  4. Школьный учитель — главный в учебном процессе, а не исполнитель методик, спускаемых сверху. Методики имеют рекомендательный характер и каждый учитель самостоятельно решает, как учить. Чиновники могут спрашивать лишь за результат. Результат выявляется экзаменами — это и есть единственный отчёт учителя перед вышестоящими инстанциями. Прочая отчётность ликвидируется. Тем более родители не имеют права вмешиваться в учебный процесс. Их не спросили, как учить.
  5. Родители дошколят обязаны сами проходить курсы обучения базовым знаниям педагогики и в дальнейшем должны становится ПОМОЩНИКАМИ учителей в плане образования своих детей. Относиться к рекомендациям и заданиям учителя, как к рекомендациям лечащего врача.
  6. Оценки знаний ученика следует сделать непубличными. Но хвалить ученика можно публично, а ругать только с глазу на глаз. Ученик может свободно уходить к другому учителю. Отток учеников от какого либо учителя — сигнал администрации присмотреться к этому учителю, что с ним не так. Но публичная критика учителя кем бы то ни было — запрещена.

Это лишь несколько способов справиться с травлей учителей и сделать наше образование качественным. Наверняка, мы что-то упустили, не стесняйтесь добавлять свои варианты в комментариях!


Как решить проблему травли учителей в России?: 2 комментария

  1. говорит:

    Я полностью согласна !!!!!!!!

  2. Давно пора принять это на законодательном уровне, просто уже невозможно работать. Дети чувствуют свою полную безнаказанность, на уроках творят что хотят. Родители приходят и говорят как надо учить детей, да еще на повышенных тонах,а учитель должен все выслушивать, улыбаться.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: