Как уроки ИЗО могут помочь в художественно-эстетическом воспитании младших школьников

ПедСовет

Учитель ИЗО Екатерина Бендер — о пользе занятий изобразительным искусством для развития гармоничной личности ребенка.

В наши дни важнейшей задачей образования младших школьников в детской школе искусств является не только формирование функционально грамотной личности, обладающей предметными знаниями и умениями, но и воспитание личности, развитой в художественно-эстетическом направлении.

Изобразительное искусство является мощным инструментом в приобщении младших школьников не только к отечественной художественной культуре, но и мировой. Занятия изобразительным искусством дает возможность ребенку видеть красоту окружающего мира, прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Младший школьник, как развивающаяся личность приобретает способность эмоционально воспринимать произведения искусства. Он учится оценивать их с позиции эстетического и художественного содержания. Приобретаемый ребенком художественно-эстетический опыт на занятиях изобразительной деятельностью, является мощным инструментом в формировании гармонично развитой личности.

В. С. Мухина, известный советский скульптор, указывала, на то, что процесс рисования в основном складывается из двух видов деятельности: формирования зрительного представления и его воспроизведения. Поэтому, преподавателю ИЗО, необходимо большое внимание уделять формированию зрительных представлений детей и привлечению их жизненного опыта, и живым примерам из окружающей действительности. Отсюда следует, что занятия изобразительным искусством, должны давать младшим школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Для успешного освоения предметных знаний, умений и воспитания личности, развитой в художественно-эстетическом направлении, при изучении изобразительного искусства в ДШИ, детям необходимо дать базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Следует предусмотреть ознакомление детей как с традиционным материалом для ИЗО, таким, как гуашь, а также и с различными графическими материалами и техниками – черным маркером, мягкими простыми и цветными карандашами, пастелью, соусом, углем. Хорошо зарекомендовали себя такие техники как граттаж, рисунок тушью и пером, восковые масляные мелки с акварелью. В содержании программы по ИЗО нужно предусмотреть акцентирование на ассоциативном, абстрактном мышлении, как необходимом элементе творчества в сочетании с работой с натуры. Использовать широкое применение сравнения, наблюдения, вариативного многообразия материала по обучаемой теме. В процессе обучения ИЗО дети должны познакомиться с элементами профессионального языка художников, наиболее значительными и доступными в этом возрасте: линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом, как средством композиции.

Чтобы достичь успеха в художественно-эстетическом воспитании учеников начальной школы ДШИ с помощью занятий изобразительным искусством, необходимо учитывать психолого-возрастные особенности детей 8-11 лет (в нашей школе это ученики начальной школы: 1-3 классы). Нужно знать и учитывать то, что основным способом получения информации для детей данного возраста по-прежнему остается игра. Дети отлично запоминают то, что вызывает у них яркие эмоции. Поэтому один из главных принципов процесса обучения ИЗО — это наглядность, что способствует ярким и положительным эмоциям и позволяет младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Еще К.Д. Ушинский писал, что «…дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», призывая на первых порах опираться на эти особенности детского мышления и восприятия. Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную преподавателем задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес и желание работать. Очень важно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности детей и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Для школьников младшего возраста необходимы небольшие физкультминутки, которые позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию обучения. Психологической особенностью младших школьников является их податливость и доверчивость. Очень важно в процессе обучения не допускать дидактического деспотизма, особенно при обучении элементарным основам изобразительной грамоты. Степень вмешательства должна быть минимальной и носить рекомендательный характер. Очень важно не привносить в педагогический процесс «бестолковую взрослость», переиначивание и требование «геометризации» детского рисунка, так называемой «правильности изображения», что губительно для художественной выразительности детских произведений. Отношение к детям должно быть сердечное, доброжелательное, «коллежское».

Огромное значение в обучении изобразительному искусству и успешному процессу художественно-эстетического воспитания имеет участие младших школьников в выставочной и конкурсной деятельности. Все это создает для ребенка «ситуацию успеха», поднимает его самооценку. Для маленького художника очень важно, чтобы его рисунок был оценен зрителями. И пусть это будет мини-выставка дома, школьная выставка, либо художественный конкурс, где участвует не одна сотня детских работ… Все это будет мотивировать ребенка не только к дальнейшему творчеству, стремлению к новым знаниям, освоению разных видов деятельности, но и будет гарантировать успех в художественно-эстетическом воспитании младших школьников посредством обучения изобразительному искусству в ДШИ.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: