Формирование у детей эстетических идеалов, любви к прекрасному под влиянием художественной литературы, живописи, музыки, кино и телевидения. Воспитание целостного эстетического отношения к миру, выработка опыта художественного творчества.
Что такое способности? Общие и специальные способности. Развитие у обучающихся творческих и эстетических способностей.
Вовлечение детей в деятельность по созданию красоты в быту, одежде. Роль родителей в воспитании у детей культуры речи, отношений и общения, а воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с потребностями воспитуемых. К таким потребностям обучающихся относятся потребности в общении, в самоутверждении, в творчестве. Одним из действенных механизмов обогащения потребностей растущего человека является эстетический аспект воспитания. Потребность в эстетическом переживании своего бытия — одно из родовых свойств человека. Неудовлетворение этой потребности ведет к деградации личности, к развитию эмоциональной черствости, духовной пассивности.
Возможность воспринимать различные грани бытия эстетически и оценивать мир эстетически — важное условие формирования нравственно устойчивых отношений обучающихся к действительности, к людям, к труду, природе, Родине.
Эстетическое переживание, удовлетворяя подростковую потребность в наслаждении красотой, порождает эмоции радости. Она дает ребенку ощущение своей связи, слитности с окружающим миром, формирует положительное отношение к людям, обществу и его духовным ценностям.
Художественная деятельность развивает художественно-образное мышление растущей личности, поэтому общение с искусством, участие в художественной самодеятельности способствует развитию подростков как субъектов познания других людей, позволяет им творчески постигать внутренний мир другого человека. Следует учитывать, что в произведениях искусства с особой силой запечатлена высота человеческого духа, постижение которой глубоко гуманизирует растущую личность.
Эстетическая деятельность является незаменимым условием формирования и развития творческого потенциала ребенка. Она упражняет подростка в принятии оригинальных, нешаблонных решений во всех видах ее жизнедеятельности: в оформлении своего уголка в доме, в подготовке семейного праздника, в разрешении конфликтных ситуаций. Таким образом, назначение эстетического воспитания — распространить эстетическое отношение на все сферы жизнедеятельности ребенка: общение, игру, учение, труд и социальное творчество. Эстетическое воспитание в семье — это целенаправленная система воздействий на чувства, мысли, поведение детей, которая формирует у них способность воспринимать прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по эстетическим критериям.
К важным источникам эстетического опыта детей относится искусство. Искусство совершенно незаменимо в формировании культуры чувств подростка. Читая о судьбе французского мальчика Гавроша («Отверженные» В. Гюго), наши подростки обогащают свой эмоциональный опыт, свои представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о необходимости отстаивать свои идеалы. И это неудивительно, потому что образ создан великим писателем.
Нельзя забывать и о таком источнике эстетического опыта детей, как эстетика быта. Установка обучающихся на прекрасное — безобразное, красивое — некрасивое формируется исподволь. Обучающийся учится видеть красивое или некрасивое в поступках, вещах, явлениях годами.
Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь органически входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т. е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Родители должны помнить и знать, что потребность обучающихся в самоутверждении порождает обостренный интерес к собственной внешности. Непонимание того, что красота человека неотделима от его духовной наполненности, нередко оборачивается у подростков стремлением к экстравагантности в одежде, прическе, поведении. Поэтому так важно уделить внимание воспитанию навыков и привычек культуры поведения, раскрыть зависимость внешней привлекательности, обаяния человека от его духовного содержания. Но, учитывая обостренное чувство собственного достоинства юных, повышенную требовательность к поведению окружающих, родителям необходимо проявлять деликатность, убедительность и ненавязчивость в оценках и суждениях. И уж, конечно, отказаться от безоговорочных запретов, жесткой регламентации причесок, фасона одежды.
В подростковом возрасте у детей создается избирательное отношение к различным видам деятельности, их интересы становятся более глубокими, определенными и устойчивыми. В связи с этим дети способны длительно сосредоточивать свое внимание и свои силы на решении технических задач, которые они перед собой ставят.
Очень важная задача родителей — постоянно наталкивать детей на то, чтобы они в любую работу вносили свою догадку, свою мысль, старались все, за что бы они ни взялись, делать наиболее совершенным способом, «объединять голову руками», используя в труде свой опыт и знания.
[mailerlite_form form_id=4]