Академик РАО: учителя не читают ФГОС

Новости

Российский математик, академик РАО Алексей Семёнов рассказал о проектах новых ФГОС и участии учителей в их обсуждении.

12 апреля на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард», которая проходила в рамках «Недели образования» на Московском международном салоне образования (ММСО), состоялся клуб «Портфолио вместо ЕГЭ». Российский математик, академик РАО Алексей Семёнов рассказал о новом проекте ФГОС. Часть его выступления приводит издание «Вести образования».

Срок обсуждения нового проекта ФГОС небольшой, до 30 апреля, и главное – нужно, чтобы все высказывали своё мнение: и учитель, и родитель, и академик, и депутат Госдумы. Эта тема сегодня главная. Существенно, чтобы этап доработки стандарта, который вступит в действие с мая, действовал продуктивно.

Беда тех проектов ФГОС, которые рассматривались последние пару лет, – это попытка перейти от ФГОСа 2010 года, который задавал общее направление движения развития системы образования, и вернуться назад к этим самым программам.

Я недавно был в аудитории, где сидели 1600 детей и 400 учителей. Я спросил: «Кто слышал про новый проект ФГОС?» Примерно 30 человек подняли руки. Затем спросил, когда истекает срок ваших реакций – три человека подняли руки. Из старшей школы никого не было, поэтому ФГОС по существу учителя не волнует, учитель работает на ЕГЭ и пользуется учебниками. Что будет написано во ФГОСе – большинство учителей не читают. Его примут и забудут. В этом и состоит важное событие.

Что ФГОС грядущий нам готовит?


Академик РАО: учителя не читают ФГОС: 1 комментарий

  1. говорит:

    И новый ФГОС читать не будут…

    __ 1. Рассмотрим ряд определений понятия «стандарт»: 1) «Стандарт … документ … устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом» (Бойцов В. В.. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978);. 2) «Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспечения: …качества продукции, работ и услуг…; единства измерений; экономии всех видов ресурсов…» (Ст. 1. Закон РФ «О стандартизации» от 27.12.1995 г. № 211). 3) «Под стандартизацией образования понимают диагностическое описание минимально обязательных требований к отдельным сторонам, процессу в целом» (В.П. Беспалько). Из логического и семантического анализа данных определений следует: 1) Стандартизация — это деятельность по разработке, верификации и утверждению стандартов. 2) Стандарт – это система требований к объекту стандартизации. 3) Требования выражаются в форме норм (числовые занижения), правил и условий.
    __ 2. Основными объектами стандартизации в системе образования любого уровня являются: 1) содержание образования; 2) средства (орудия); 3) методы; 4) организация образования; 5) условия (обеспечение); 6) внешние связи; 7) образованность; 8) управление. Учитывая, что образование = воспитание + обучение (ст.2. 273-ФЗ), а образованность = воспитанность + обученность, имеем стандарты воспитания и стандарты обучения. Что такое ФГОС 2009 и далее? Они частично содержат сами нормы, правила, условия, но на 90% содержат требования к нормам, правилам, условиям, выступая неким стандартом стандарта. О ФГОС ещё в 2011 году А. Абрамов писал: «…принимать документ, содержащий лишь пространную декларацию благих намерений, бессмысленно». (Абрамов А. Национальный интерес или конфликт интересов? «Эксперт» 30 мая 2011 года № 21). ФГОС – это ориентировочный документ для разработчиков ПООП, а не школ/учителей. ПООП, не являясь нормативным документам, призвано снимать неопределенности ФГОС и выполнять де факто функции стандарта содержания и организации общего образования. В проекте ФГОС школам/учителям нужны только приложения (некие подобия нормальных учебных программ), определяющие состав учебных элементов (фактов, понятий, законов, умения, действий, навыков, привычек и т.п.), входящих в федеральные обязательные учебные предметы. Однако приложения будут востребованы, тогда и только тогда, когда содержание приложений будет положено в основу разработки КИМ, иначе главным стандартом содержания обучения снова будет КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Вообще проект ФГОС 2019 (за исключением приложений) компиляция ФГОС 2009 и обсуждать его бессмысленно. Во ФГОС 2009 цель подменена планируемыми результатами, классификация результатов не отвечает правилам разработки классификаций, вместо научного понятия «общепредметные результаты» (ОУУН) речь идёт о метапредметных результатах, вместо легитимного понятия «дополнительное образование» (ст.12. 273-ФЗ) введено нелегитимное понятие «внеурочная деятельность», не определено время на изучение федеральных обязательных учебных предметов в разрезе классов. Поэтому даже о содержании приложений к проекту ФГОС нельзя каков их объём и сложность относительно среднестатистических способностей современных учащихся.
    __ 3. Реальный ФГОС общего образования должен включать Федеральный образовательный план, определяющий перечень федеральных обязательных учебных/воспитывающих предметов, перечень обязательных парциальных (целевых) программ воспитания (по О.С. Газману), элективную и факультативную части, а также недельное время (в учебных часах) в разрезе классов на их реализацию + единые уровневые программы по учебным/воспитывающим предметам + единые целевые воспитательные программы. Единообразие на дидактическом (управленческом) уровне создают условия для управляемого разнообразия на уровне школы и на уровне методики преподавания. Уровневые программы по федеральным обязательным учебным/воспитывающим предметам, элективы и факультативы, дополнительное образование на базе школ позволит проектировать вариативные системы общего образования, индивидуализированные образовательные планы для каждого ребенка. В ст. 34. 273-ФЗ говорится: «Каждый ребенок имеет право на индивидуальный учебный план…». В условиях массовой бесплатной школы это утопия. Нужен не индивидуальный план, а «индивидуальный корректив» (А.С. Макаренко) к общему образовательному плану.

Добавить комментарий

Читайте по теме: