Секреты и рекомендации по обучению английскому языку подростков с асоциальным поведением

ПедСовет

Учитель английского языка Роман Вороной рассуждает, как взаимодействовать с подростками с непростой судьбой, и дает советы по преподаванию английского языка для них.

Работа учителя – творческий по своей природе труд. Она требует от него определенного заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям. Одновременно задача учителя – воспитать поколение, для которого труд обязательно станет творчеством. Учителю, как ни какому другому специалисту, нельзя останавливаться на месте: он должен быть исследователем, творцом. Главная задача учителя – научить ребенка мыслить, формировать потребность учиться, умение самому добывать знания. Образование формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека. И главная роль в образовательном процессе принадлежит учителю.

К сожалению, сегодня, несмотря на наш информационный век, педагоги всех учебных заведений отмечают спад интереса к учебе со стороны детей любого возраста в сравнении с их же сверстниками нескольких предыдущих десятилетий. В поисках ответа на вопрос, с чем это связано, ломают головы современные методисты, психологи, педагоги, социологи и т.д. Хотя ответ, казалось бы, лежит на поверхности – глобальное увлечение детьми всевозможными гаджетами. Интерактивные игры настолько их увлекают и поглощают, что дети (а нередки случаи, и взрослые) совершенно теряют ориентир во времени и пространстве, живя в своем виртуальном мире.

Другой отрицательной чертой нашего времени стало увеличение числа неблагополучных семей и, как следствие, асоциальных детей. Каких детей мы называем «асоциальными»? Дети, выросшие в нездоровой семейной обстановке, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, зарабатывают на жизнь преступными способами, часто наследуют весь этот багаж от родителей и несут его в свою жизнь. Такие подростки отличаются девиантным поведением. Для них характерно отсутствия всякого желания учиться, поскольку они просто не видят в нем смысла. Зачем учиться? Чтобы зарабатывать на жизнь. Зачем зарабатывать, когда можно просто украсть. Однако, они также нуждаются в получении общего среднего образования.

Как быть учителю в такой ситуации? А обучать английскому языку таких детей? Какие секреты и рекомендации можно дать учителю английского языка в работе с асоциальными подростками? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Итак, важно помнить, что в арсенале любого учителя есть знания возрастной психологии, которые помогают понять мотивы детей и не важно асоциальны ли дети, либо превосходно социально адаптированы. Дети остаются детьми. Это первое.

Второй важный момент в работе учителя английского языка – культурологический подход в обучении английскому языку. Он открывает широкие возможности перед учителем: посредством лингвокультурологической информации (песни, стихи, известные люди, достопримечательности, поп-культура, спорт, мода, кино, компьютер и т.д.), которую дети очень любят, формировать позитивное отношение к изучаемому языку и, как следствие, к учителю. Важно помнить и о личностно-ориентированном подходе в обучении: каждый ученик уникален и неповторим по своей природе.

Работая с асоциальными подростками, первое, что должен сделать учитель – это завоевать доверие ребят, то есть учитель не только должен дать знания по части своего предмета, он также выступает неким конструктором душ. Работать с такими ребятами непросто. Не просто потому, что твои ученики – дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, испытавшие предательство со стороны самых родных людей, с недоверием глядящие на всех взрослых. Эти дети не обогреты домашним теплом и родительской лаской, потому им часто очень сложно найти приоритеты  в жизни. Достичь этого можно лишь добрым и искренним отношением к ним, ведь дети, как никто, легко распознают фальшь и лицемерие.

Нужно, чтобы дети доверяли учителю, любой намек на предательство может быть воспринят ими в штыки (наверное, потому что в их недолгой жизни его и так было много).

Без авторитета учителя работать с подобными подростками будет невозможно, а подчас и небезопасно, провести урок, каким бы блестящим с точки зрения методологии он не был, будет просто каторгой. Эти дети часто бывают агрессивными, легко эмоционально возбудимыми, поэтому ни в коем случае не нервировать и не нервничать, ведь агрессия порождает еще большую агрессию. При этом сохранять субординацию и давать понять ученикам, что в учебном процессе у каждого свое место.

Если учитель имеет авторитет в среде учеников, то любую информацию, которую он несет, дети воспримут как необходимое условие. И тогда уже стройте урок, как подсказывает вам ваш педагогический опыт, мастерство и интуиция.


Добавить комментарий

Читайте по теме: