Как оградить школьников от травли на перемене?

Прямой диалог

Мы продолжаем изучение темы моббинга — травли школьника классом или группой одноклассников. Как правило, эпизоды моббинга происходят на переменах, поэтому жертвы страшатся окончания занятий. Как этого можно избежать?

Предлагаем вниманию читателей главу “Антимоббинговые меры на перемене” из книги норвежского исследователя Эрлинга Руланна “Как остановить травлю в школе. Психология моббинга”. Автор призывает педагогов решить две задачи: установить контроль над ситуацией и наладить контакт с учениками.

Уже подходя к школе утром, ученики должны видеть признаки того, что педагоги контролируют ситуацию. Очень действенная мера — дежурство учителей или других взрос­лых. Во-первых, когда взрослые присутствуют на месте за­благовременно, они препятствуют возникновению негативного поведения. Во-вторых, учащиеся знают, когда и где будут на­ходиться взрослые. Это значит, что дети, которые опасаются посягательств, знают, когда они будут под защитой. Система должна быть неизменной, чтобы учащиеся привыкли к ней.

Ворота школы символизируют переход. В некоторых шко­лах одни ворота, в других их несколько. Хорошо, если в шко­ле есть один или пара официальных входа. Тогда учащиеся по утрам смогут сразу увидеть, что взрослые контролируют ситуацию, и будут знать, что по утрам у входа в школу их ждет определенный прием.           

Территория, прилегающая к школе, также должна нахо­диться под контролем. Для этого следует определенным об­разом распределить дежурных учителей. Очень эффективен такой вариант: один или два учителя всегда находятся в опре­деленных местах, в то время как остальные перемещаются. Такое правило должно действовать по утрам и в перерывах.

На протяжении дня учитель может постоянно находиться в определенной части школьного двора, например, в “спокойной зоне” (зоне для спокойного отдыха, а не для активных игр). Учащиеся знают, что в этой зоне можно заниматься определенными видами деятельности и там всегда присут­ствует взрослый. Такая зона дает защиту детям, которые в ней нуждаются, хотя не следует именно так говорить о ней самим ученикам.

По утрам и на переменах учителя действуют независимо друг от друга, но учащиеся должны видеть, что между ними сохраняется контакт. Такой порядок не дает учителям от­влечься на разговоры с коллегами и помогает общаться с учениками.

Хороший эффект достигается, когда учителя демонстриру­ют внимательное отношение к ученикам, и для этого нужно не так уж много. В течение перемены учитель может обменяться парой слов со многими учениками. В течение дня есть воз­можность встретиться взглядом с каждым учеником, назвать его по имени, сказать пару добрых слов в его адрес. Учителя также могут оказывать помощь ученикам, которые по какой- либо причине нуждаются в ней. Постепенно и незаметно это улучшает школьную атмосферу.

С первого дня в школе учителя должны быть готовы вме­шаться, если что-то пойдет не так. Это касается не только моббинга. Важно пресекать любые формы нарушения правил и норм, поскольку они могут стать плодородной почвой для моббинга.

По возможности учителям следует присутствовать, когда учащиеся выходят на перемены. Дежурные должны быстро занять позиции на школьном дворе. Это будет свидетель­ствовать о том, что в школе налажен порядок и контроль со стороны взрослых.

Во многих школах дежурные учителя надевают яркие жи­леты или куртки. Описан положительный опыт применения этой практики (Vaaland et al., 2005). Форма выделяется, по­этому учащимся и другим дежурным проще их увидеть. Это простое, но весьма действенное средство необходимо ввести с первого учебного дня.

Иногда директор сам встречает учеников по утрам. Это не всегда возможно, но следует помнить о том, что появление директора или других представителей администрации на школьном дворе утром или на переменах многое значит для учеников.

В конце учебного дня директор может прощаться с учени­ками, стоя у школьных ворот. То же следует делать дежурным учителям (или хотя бы одному из них).


Добавить комментарий

Читайте по теме: