Как вовлечь весь класс в обсуждение темы урока?

ПедСовет

3 способа научиться правильно задавать вопросы на уроке: школьники не только поймут материал, но и смогут показать свой прогресс.

Какой вопрос мы задаем классу чаще всего? Пожалуй, «Кто скажет мне, что такое…?» Конечно, форма вопроса может быть и иной – «Кто знает…», «Кто расскажет…» — неизменной остается реакция класса: всего пара поднятых рук, по ответу отличника мы судим о том, насколько тема понята всеми детьми.

Такие выводы, как правило, ошибочны – возможно, никто в классе не понял тему, а хорошо ответить смог только тот, кто «вызубрил» учебник. К счастью, на свете есть эффективные способы вовлечь в обсуждение всех учеников и проверить знания каждого. Три способа, с которыми вы познакомитесь ниже, позволят вам построить урок так, что все школьники станут активными участниками дискуссии.

Эстафета у доски

Этот способ позволит учителю узнать, как учащийся воспринимает тему урока и на какие мысли она его наводит. Эффективность способа напрямую связана с глубиной проработки задания от учителя – задание должно быть больше самого понятия. Например, вместо того, чтобы спрашивать определение понятия капитализм — ответы на этот вопрос будут идентичными – задайте такой вопрос – «Какие трудности для развития общества создает капитализм?».

Алгоритм:

  • Учитель должен подготовить сложное задание, выполнение которого займет большую часть времени урока;
  • Необходимо попросить учеников записать свои варианты в тетради или на отдельных листочках, установите лимит на ответ – не более 15 слов, например;
  • После школьники выходят друг за другом и записывают свой краткий ответ на доске.

В отличие от устного вопроса, такая эстафета требует от каждого ученика выражения своего мнения по теме урока. А хорошо составленный вопрос заинтересует даже самого скучающего ученика к активному обсуждению.

Распорядок дня

Если учитель и правда хочет вовлечь класс в обсуждение проблемы, ему следует запланировать несколько возможностей для ответов учеников по ходу урока. Способ с распорядком дня позволяет учителям быстро формировать пары для обсуждения темы — надо только назвать время дня! То есть учителю нужно создать «Распорядок дня» — лист ежедневника, где напротив каждого часа стоит вопрос по теме урока.

Алгоритм:

  • Раздайте каждому школьнику по копии «Распорядка»;
  • Учитель просит детей назначить «встречи» на каждый рабочий час в «Распорядке». Если два ученика договорились обсудить вопрос в 8 утра, они вносят имена друг друга в свой ежедневник;
  • Школьники продолжают искать партнеров для обсуждения тем среди одноклассников, пока не закончатся все рабочие часы – партнеры не должны повторяться!

Затем учитель называет случайное время – оно может не совпадать с реальным временем дня – и просит учеников обсудить вопрос друг с другом на «встрече».

Подобные распорядки дня можно использовать несколько уроков, пока ученики не усвоят тему.

Ставим на паузу и выбираем важное

Третий способ будет полезен, если школьникам надо повторить и проанализировать выученный материал. Особенно хорошо такой подход работает, когда материала на уроках давалось очень много – например, после изучения истории Октябрьской революции. Все это позволит детям кратко повторить основные материалы уроков перед началом новой большой темы.

Алгоритм:

  • В конце урока или серии уроков учитель просит учеников быстро пробежаться по своим заметкам и отметить те понятия и факты, которые, на их взгляд, особенно важны для запоминания;
  • Затем учитель просит школьников выделит три самых важных понятия из отмеченных ранее;
  • Наконец, учитель просит школьников обсудить друг с другом эти три самых важных понятия в рамках «Эстафеты у доски» или по «Распорядку дня».

Часто нам кажется, что самый лучший способ вовлечь учеников в дискуссию – задать вопрос типа «Кто скажет мне…». Однако такой вопрос позволяет оценить знания лишь пары-тройки учеников, а остальные – кто плохо понимает материал, кому нужна помощь, кто плохо говорит по-русски – выпадают из обсуждения и обучения.

Лучший способ оценить понимание темы у школьников — внедрить в свои конспекты эти три способа, которые вовлекут в обсуждение важных материалов урока весь класс.

Оригинал: edutopia
Фото: Максим Шипачев


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: